РУС БЕЛ ENG

Классному руководителю

Рекомендации для классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков

Рекомендации для классных руководителей

по профилактике безнадзорности и правонарушений

среди детей и подростков

  1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности
  • Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки.
  • Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе.
  • Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, объединения по интересам, общественную жизнь класса.
  • Своевременное информирование родителей этих учащихся ( телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому).
  • Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком.
  • Беседа психолога с этим учащимся.
  • Беседа социального педагога с прогульщиком.
  • Вызов на педагогический совет школы.
  • Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.
  1. Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений обучающегося
  • Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.
  • Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.
  • Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, посещений театров и др.
  • Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).
  • Приобщение к общественной жизни класса и школы.
  • Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних..
  • Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.
  • Посещение учащегося на дому вместе с участковым инспектором.
  • Постановка на внутришкольный учет (контроль учреждения образования).
  • Приглашение родителей на заседание совета профилактики школы, на комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.
  1. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры обучающихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.
  • Знакомство обучающихся с правилами поведения в школе.
  • Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.
  • Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали.
  • Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный пример учителя в культуре речи и общении.
  • Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).
  • Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.
  • Организация дежурства по классу и школе.
  • Организация генеральной уборки классов, рекреаций, территории школы.
  • Включение в план воспитательной работы посещения музеев, театров, библиотек, бассейна.
  • Привлечение обучающихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.
  • Использование школьной мастерской для демонстрации моделей одежды делового стиля.
  1. Действия учителя в отношении обучающихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков.

Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.

  • Просветительская работа среди обучающихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися рефератов по данным темам и т. д.).
  • Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).
  • Индивидуальная беседа с обучающимися, замеченными в распитии спиртного или курении.
  • Информирование родителей этого ученика.
  • Обращение к социально-педагогической службе в отношении этого ученика.
  • Направление обучающихся на консультацию к психологу.
  • Использование возможностей ИДН и КДН в разрешении данной проблемы.
  • Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры обучающихся.
  1. Рекомендации по организации летней занятости обучающихся в плане профилактики безнадзорности
  • Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.
  • Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты населения.
  • Организация бесплатного питания в школе детям из этих семей.
  • Обеспечение бесплатными учебниками.
  • Помощь в определении обучающихся в летний оздоровительный лагерь при школе.
  • Помощь в трудоустройстве подростков в период летних каникул.

Памятка для родителей по профилактике правонарушений

Уважаемые родители!  Именно Вы   в первую очередь закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у своего ребенка или выпив туже бутылку пива или иного горячительного напитка, разговаривая при этом используя нецензурные слова. Именно Вы поднимаете руку на супругу, невольно формируя у  подростка пренебрежительное отношение к женщине. Именно Вы грубо разговариваете со стариками в семье, забывая о том, что рано или поздно сами будете стариками, и Ваши дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми, и это будет плодами Ваших рук. Именно Вы, неоднократно вступая в «Гражданские браки» формируете  несерьезность и нестабильность семейных отношений, отсутствие ответственности за воспитание детей. Ребенок – это губка, которая в себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь  они  положительными, или отрицательными.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически запущенные  подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков – правонарушителей характерен низкий уровень развития  познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность и т.п.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не  обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т.п.  Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства детей в учебном  процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков в этом же  процессе преобладает мотив  принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явления негативизма и бравады.

Подростковый возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным.  Подростки этого возраста, как правило, школьники они находятся на иждивении родителей или государства,  их ведущей деятельностью является   учеба. В такой период появляется чувство взрослости, самостоятельности, а отсюда уже и конфликты с другими, окружающими его людьми.

Личность трудного подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (средние проф. учебные заведения) и на производстве. С другой стороны на личность трудного ребенка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, «уличная группа» с отрицательной направленностью.

Эффективная профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних предполагает целый комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление  среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетнего правонарушителя.  Если для одной части подростков и молодежи средством активного  самоутверждения служат иногда преступления, то для  других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого ими  мира в алкоголь, наркотики, суицидальное поведение. 

И помните: ребенок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример.

Основные понятия

  • безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
  • семья, находящаяся в социально-опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихсистема социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

 

Как понять подростка. Советы родителям и педагогам.

То здесь, то там приходится слышать: «Трудный возраст», «Он же подросток, с ним сейчас не просто», «Ему 14, а я не могу понять, что же ему нужно». Да, подростковый возраст – это возраст, переходный между детством и взрослостью. Уже не дети, но еще не взрослые, колючие и закрытые – вот они, наши подростки. Но все ли так уж сложно, неужели нет выхода, что же делать нам, взрослым, что бы помочь нашим подрастающим детям не свернуть с правильного пути, пойти по правильной дороге и не стать врагами в их глазах. Давайте остановимся на некоторых хитростях, которые смогут взрослым пережить переходный возраст из детства во взрослую жизнь.

Во-первых, вам придется все время адаптироваться к постоянно меняющемуся настроению ребенка, быть гибким по отношению к мнениям и взглядам Вашего ребенка, уважать его не просто как ребенка, а как ДРУГУЮ личность.

Во-вторых, забудьте о своем «непререкаемом авторитете родителей». Авторитет теперь нужно заслужить. Ваш ребенок теперь будет анализировать каждое ваше слово, каждое действие.

В-третьих, НАБЛЮДАЙТЕ за ребенком. Иногда его жесты, мимика, поза могут рассказать Вам больше, чем слова.

В-четвертых, помните, что подростковый возраст – это период рискованных действий, новых проб и ошибок. И Вам, как родителю, нужно научиться находить новые способы взаимодействия с ребенком. Не бойтесь рисковать вместе, ищите новые способы взаимодействия с сыном или дочерью, будьте изобретательны, учитесь удивлять.

В-пятых, будьте оптимистами. Дети в данном возрасте чувствуют все намного острее и очень переживают любые неудачи. Вам, как родителю, не стоит зацикливаться на данной ситуации, а постараться переключиться на другое. Не шутите и не смейтесь над эмоциями подростка, иронизируйте саму сложившуюся ситуацию.

В-шестых, уделите внимание традициям и ценностям Вашей семьи. Подумайте, что именно за прожитые годы стало главным в Вашей семье, то, чем вы можете заняться вместе и чему можете научиться у своего уже подросшего сына или дочери.

Помните, подростковый возраст – это возраст негативизма и самостоятельности. Но подростки еще не могут полностью отвечать за свои поступки, не стремятся к ответственному поведению, если оно им не выгодно. Дайте понять своему ребенку, что все, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по Вашей вине, но и благодаря его действиям. Ваш ребенок не должен быть «идеальным», позвольте ему быть самим собой. Главное, помочь ему повзрослеть и измениться исходя из его реальных устремлений и целей. Помогите своему подростку поверить в свои силы, поделитесь с ним своими знаниями об окружающем мире, но только в том случае, если он сам об этом попросит. Объясните своему сыну или дочери, что не стоит бояться своих ошибок, можете ему рассказать о том, что ошибиться может каждый человек, главное, помнить ошибки и больше их не повторять.

Будьте мудры! Похвалите своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! Не бойтесь и не скупитесь на доброту и ласку, даже если собственное настроение хуже некуда. Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд – подпитка для ребенка на весь долгий день. И на ночь - не отпускайте во тьму без живого знака живой любви...

Язык подростков: причины возникновения и способы борьбы.

Когда мы были молодые И чушь прекрасную несли, Фонтаны били голубые И розы красные росли.

Жизнь подростков обладает особыми правилами и законами. Они живут в своем мире, со своими правилами и законами. В этом отдельном, созданном ими независимом «государстве» имеется и свой язык, похожий на язык взрослых, но все же свой, тот, на котором могут общаться только жители этой страны, страны молодежи.И нам, взрослым, иногда тяжело понять и принять этот другой мир. Стоит ли пугаться, если вы услышали сленг из уст вашего подрастающего ребенка. Речь современных подростков иногда просто пестрит жаргонизмами, в которых нередко встречаются слова из сленга заключенных, наркоманов и алкоголиков. Огромное место в речи подростков отведено словам, никак не связанным с учебой или работой. При помощи молодежного жаргона в основном можно описать внешние данные человека, его одежду, времяпрепровождение или вредные привычки.

Язык подростковой субкультуры высоко экспрессивен, насыщен метафорами, в нем прослеживаются тенденции к сокращению слов (чел, инет, комп). Намеренное искажение словесных форм – это протест и способ уйти от откровенно нецензурной брани, прикрывая смысл сказанного сленговой оболочкой.

Современный сленг подростков - это, по сути, кодовый язык. Все в нем подчинено запутыванию и затуманиванию ясного смысла. Подростки бы сгорели со стыда, если бы узнали, что учитель или родители понимают их речь. Несмотря на кажущуюся взрослость, они не готовы нести ответственность за свои слова. Сленг превращает сказанное в игру, нечто несерьезное, увлечение юности. Действительно, употребление его со временем проходит. Отпадает надобность шифровать свои действия, взрослый человек называет вещи своими именами. Но для тинэйджеров пока актуально, чтобы взрослые «не совали свой нос в их дела». Откуда растут ноги у сленга?

Психологи выделяют несколько причин, которые могут привести к активному употреблению сленга подростком.

Скудность словарного запаса. Современные дети большую часть свободного времени проводят перед телевизором или компьютером, а также, общаясь со сверстниками. Все реже встречаются подростки, увлекающиеся чтением хоть каких-нибудь книг, не говоря уже о классической литературе. Неудивительно, что при общении им зачастую очень сложно подобрать нужное слово. Желание выглядеть в глазах окружающих более взрослыми и самостоятельными. Не хотят быть изгоями в группе сверстников. Стремятся заработать свой авторитет подобным образом. Протест и желание выделиться, стремление не подчиняться общепринятым нормам и правилам.

Многие подростки признаются, что употребляют сленг, так как не хотят, чтобы взрослые понимали, о чем они разговаривают. Как же правильно реагировать родителям, чье чадо нет-нет, да и перекинется "крепким" словцом или жаргоном?

На данный момент самым эффективным способом борьбы со сленгом является время. Со временем ваш подросток станет превращаться в юношу или девушку и начнет понимать, что такая речь только портит общее впечатление о нем. Он сам станет следить, что бы его речь была правильная и корректная. Работая, либо общаясь с более старшими коллегами, его молодежный сленг будет звучать уже смешно. Если же вы решились бороться со сленгом и не хотите ждать, когда же ваш ребенок перерастет эту напасть, вам необходимо выполнять некоторые правила.

Перед тем, как приняться за чистку подросткового языка - проанализируйте свой. Возможно, вы сами употребляете иногда бранное слово или жаргон. Научитесь контролировать себя и выражаться в присутствии ребенка только литературно. Запрещать ничего не нужно. А вот объяснить простые правила поведения в обществе сыну или дочке попробуйте. Договоритесь с подростком о том, чтобы он дома или в гостях забыл о сленге. Не бойтесь его спокойно одергивать, если ребенок забудет об обещании.

Во-вторых, познакомьте ребенка с увлекательными и интересными произведениями, рассчитанными на детей его возраста, но ни в коем случае не заставляйте подростка их читать. Перескажите ему какой-нибудь захватывающий эпизод и остановитесь на самом интригующем моменте. Можно попробовать организовать совместное чтение, которое не только обогатит словарный запас ребенка, но и позволит вам с ним сблизиться. Кроме этого, попробуйте объяснить ребенку происхождение того или иного слова и в какой среде оно обычно употребляется. Возможно, узнав, что слово принадлежит лексикону заключенных или убийц, он перестанет его употреблять.

Что касается ненормативной лексики, то тут следует доходчиво объяснить ребенку, что такой язык подростков не служит мерилом "крутости", а наоборот показывает ограниченность и необразованность. Бесспорно, привить подростку культуру речи - непростое занятие. СМИ, интернет и знакомые из различных социальных слоев оказывают огромное влияние на его речь. И все же необходимо сделать все, зависящее от нас, чтобы обогатить и расширить словарный запас молодежи, а их речь сделать чище. Сленг – это подростковая болезнь. Со временем она обязательно пройдет. Этот сложный период нужно лишь пережить. Удачи!

 

Как научить детей правилам безопасности

  1. Ребенок не должен никогда и никуда уходить с незнакомыми взрослыми. Объясните ребенку, что даже если его неожиданно из школы встречает не тот человек, что обычно – кто-то из знакомых, родственников, и так далее, а вы его об этом не предупредили, – он должен позвонить вам и уточнить, что его забирает сегодня именно этот человек. Точно так же он должен позвонить вам, если кто-то из не близких родственников предлагает его подвезти.
  2. Ребенок не должен оценивать, хороший или плохой человек просит его о помощи, можно ему доверять или нет. Для него должны быть «свои» – близкие люди, которым он доверяет и которых слушается, и «чужие», которых он не слушается ни при каких обстоятельствах. Даже если они на вид милые и безобидные, знают его имя и имя родителей, их телефон и так далее.
  3. Ребенок не должен бояться звать на помощь. Он должен знать, к кому следует обращаться: к милиции, человеку, который работает в этом месте, к человеку с ребенком.
  4. Ребенок должен знать, что взрослый человек не просит о помощи незнакомого ребенка и решает проблемы с другими взрослыми (причем намного более эффективно).
  5. Ребенок должен помнить наизусть мобильные телефоны родных.
  6. Ребенок должен знать, что возвращаться домой надо тогда, когда ты обещал, а если задерживаешься – звонить (работает только в том случае, если взрослые делают так же).
  7. Ребенок должен уметь кричать и не стесняться этого делать в случае опасности.
  8. Ребенок НЕ должен слушаться всех подряд взрослых, должен уметь говорить «нет», в том числе взрослым знакомым и незнакомым людям, даже когда они говорят с ним строгим повелительным тоном. В противном случае это приводит к тому, что дети уходят с чужими людьми или открывают дверь незнакомому человеку, который строго потребовал ее открыть. Объясните, кого он должен слушаться, а кого нет, помогите ему понять, кто свои, а кто чужие.

Выучите с ребенком главное правило потерявшегося: если ты понял, что потерялся, оставайся на месте! Далее следует попросить помощи у человека с ребенком, работником этого места, милицейским или охранником, но категорически нельзя уходить с того места, где он потерялся, с чужим человеком.

Пробуйте разные способы напомнить детям о безопасности... Не думайте, что достаточно зачитать детям правила безопасности один раз или даже запугать их страшными последствиями, которые с ним могут произойти, и они навсегда это запомнят. Предостережение сработает в нужный момент, если вы станете постоянно проговаривать с ребенком правила безопасности. При этом ориентируйтесь на его возраст, чтобы он вас действительно услышал. Например, с дошкольником можно проигрывать различные ситуацию на его игрушках, рассказывать ему разные истории, в том числе из собственного детства, и спрашивать, как бы он поступил. Можно отрабатывать правила безопасности, читая сказки, многие из которых как раз о том, как плохо разговаривать с незнакомцем и делать то, о чем он попросит. Это «Снежная королева», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик» и так далее. ... но не пугайте ребенка до полусмерти.

Психологи говорят, что для дошкольников это достаточно большой страх – никогда не увидеть маму. Этой угрозы достаточно, чтобы они заботились о том, чтобы не потеряться и не уходили с незнакомым человеком. С детьми постарше в период полового созревания уже можно аккуратно, без лишних подробностей, поговорить о том, что есть больные люди, которые испытывают влечение к детям, – это преступники, которых за это сажают в тюрьму. Объясните, что любые попытки потрогать ребенка или наоборот что-то ему показать, – это уже преступление, и что обычный взрослый не испытывает острого и неудержимого желания общаться с незнакомым ребенком – как в реальном мире, так и в интернете.

Если вы предполагаете, что присутствуете при преступлении, обращайтесь: - единый номер вызова экстренных служб 112 - дежурная часть отдела внутренних дел 102

 

Безвыходных ситуаций не бывает

 Когда мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая – это огромное горе,

но когда ребенок сам  прерывает свой жизненный путь – это непоправимая трагедия.

  Почти каждый из нас в тяжелой ситуации нуждается в том, чтобы рядом оказался человек способный выслушать и понять. Так и подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию нужен человек, с которым он мог бы поговорить по душам. Хорошо, когда это мама или папа.

  В последние десятилетия стали чаще говорить о детской депрессии. Подростковая депрессия может наблюдаться уже в возрасте десяти лет. Причем девочки чаще, чем мальчики, склонны к ней. Риск развития депрессии увеличивается по мере взросления ребенка. Чтобы понять и принять трудности подростка его обязательно нужно внимательно выслушать. Не думайте, что все пройдет само собой. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может держать все в себе, не давая воли чувствам и находясь в состоянии глубокой депрессии.

  Постарайтесь аккуратно спросить о проблемах, а самое главное постарайтесь чтоб он вам доверился. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

  Если же вы заметили опасность, знайте, вы все еще можете изменить ситуацию.

 Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами. 

 Внимательно выслушайте подростка. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?»  

 Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, а также глубину эмоционального кризиса. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.

Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам или психиатрам! 

 Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности (психолог – не врач, он работает со здоровыми людьми, не ставит диагнозы!!!)

 Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью! Родительской лаской и заботой!

Самое главное — покажите ребенку, что он вам небезразличен. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает!

Помогите ему увидеть этот выход.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ РЕБЕНКОМ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ, НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

  1. Не отрицайте Ваши подозрения.
  2. Не паникуйте. Если даже Ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.
  3. Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.
  4. Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.
  5. Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.
  6. Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
  7. Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.

  

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ

Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

Отчужденность, эмоциональное «холодное» отношение к окружающим, скрытность, лживость.

Немотивированные эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.

Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.

Частые необъяснимые телефонные звонки, уход из дома

Эпизодическое наличие непонятного происхождения денежных сумм. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

Наличие атрибутов наркотизации (шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток от таблеток, пакетиков из целлофана или фольги и др.).

Изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодическая тошнота, рвота.

Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражение на коже, слизистых.

Беспричинное сужение или расширение зрачков.

Решающим признаком употребления подростком психоактивных веществ является выявление состояния наркотического опьянения, синдрома отмены, признаков  хронической интоксикации, установленных врачом психиатром-наркологом.

 Телефон доверия:

- УЗ «Глубокская центральная районная больница»  8 02156 2 92 53 (анонимный, 8.00. - 15.30.)

- Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии +375 (212) 61 60 60  (анонимный, круглосуточный)

-  Телефон доверия для детей и подростков (анонимный,  круглосуточный г. Минск +375 (17) 246 03 03

- Общенациональный телефон психологической помощи детям 8 801 100 16 11 (круглосуточно)

Формирование и развитие стрессовой устойчивости

Способность противостоять стрессам, умение преодолевать трудности, держать под контролем свои эмоции называется стрессоустойчивостью. Стрессовых ситуаций избежать трудно, но нужно научиться переносить нагрузки без особых вредных последствий для своего здоровья.

Стрессоустойчивость подразумевает:

  • умение быстро сориентироваться в стрессовой ситуации;
  • возможность четко разделить, что важно для вас в такой ситуации, а какие факторы можно проигнорировать;
  • умение находить положительные моменты даже в самых тяжелых обстоятельствах.

Некоторые люди являются стрессоустойчивыми от природы, но большинству требуются специальные тренировки, развивающие способность противостоять стрессам. Каждый находит индивидуальный путь повышения своей устойчивости к стрессам. Но есть несколько общих советов, благодаря которым можно стать более спокойными людьми и свести к минимуму негативные последствия стрессов.

  1. Научитесь планированию своей жизни, и тогда непредвиденные ситуации будет легче предугадать, а значит, и контролировать. Для этого анализируйте то, что происходит вокруг вас, будьте внимательными к тому, что говорите и делаете вы и окружающие вас люди. Это позволит вам заранее заметить моменты, которые могут позднее вылиться в стрессовую ситуацию. Пытайтесь сделать выводы — что было сделано не так, как это можно исправить.
  2. Если случились какие-то неприятности, пережив связанный с ними стресс, не старайтесь сразу же выкинуть плохие воспоминания из головы или спрятать их как можно глубже. Подавленные эмоции — это тоже стресс, который рано или поздно скажется на вашем здоровье. К тому же есть шанс опять наступить «на те же грабли». Выделите время и проанализируйте ситуацию, проиграйте ее в разных вариантах и подумайте, как можно было бы поступить, чтобы избежать стресса, можно ли было по-другому проявить свои эмоции. 
  3. Постарайтесь быть организованными, поддерживать внутреннюю дисциплину. Четко планируйте свой день, но всегда оставляйте запас времени на непредвиденные ситуации. Люди, у которых существует внутренний распорядок на работе, дома и в обыденных делах, меньше подвергаются воздействию стресса.
  4. Нормализуйте режим труда и отдыха. Нервное и физическое перенапряжение легко может перейти в стресс. Выходные и отпуск посвящайте отдыху, смене деятельности. Хорошо высыпайтесь. 
  5. Найдите себе занятие по душе, не связанное с вашей работой. Хобби — это отличный способ успокоить нервную систему. Люди, которые имеют какие-то увлечения и посвящают этому свободное время, меньше подвержены стрессам.
  6. Больше двигайтесь. Физические нагрузки «сжигают» избыток гормонов, которые могут стать причиной стресса. Кстати, одно из лучших средств уменьшить вредные последствия стресса — отправиться на прогулку быстрым шагом. Особенно полезны любые движения на свежем воздухе, в лесу или парке.

Драбович Т.И., педагог-психолог

 

Полезные советы подросткам!

Проблема родителей и детей актуальна всегда. Родители говорят, что дети стали совсем другие, не имеют целей, авторитета. Не прислушиваются к мнению взрослых, которые думают, что они разбираются лучше. Дети в свою очередь считают, что они самостоятельные и взрослые, а родители навязывают им свое мнение буквально во всем: куда идти учиться, как одеться, с кем и где гулять. Как же наладить отношения с родителями и не потерять друг друга?

Уважаемые подростки. Постарайтесь «увидеть» и «услышать» своих родителей! - Наверное, у родителей есть хорошие увлечения (спорт, музыка, даже элементарно, просмотр фильма), и они будут рады заняться ими вместе с вами, проводить совместно время. - Разговаривайте  чаще с родителями по душам. Ведь и мама, и папа порой пытаются поговорить с вами, но натыкаются на стену. Ответьте им, расскажите о себе, проблемах, удачах, спросите их мнение в волнующем вас вопросе, может оно понадобиться вам. - Не забывайте помогать. Совместная деятельность (уборка, прополка, ремонт и многое другое) как нельзя лучше, подходит к устранению недопонимания. Родители будут рады видеть, что их чадо помогает им, будут считать вас самостоятельнее, видеть в вас помощника и доверять вам. - Говорите с родителями так, чтобы они вас понимали. Следите за своей речью, не допускайте употребления жаргонных выражений и острых словечек. Это раздражает не только родителей, да и любого уважающего себя человека. - Следите за своим внешним видом, манерами. У вас могут быть разные вкусы, но нормы этикета никто не отменял. - Знакомьте своих родителей со своими новыми друзьями. У вас будет больше общих тем, и может ваши друзья скажут: «Слушай, а какие у тебя классные родаки». - Старайтесь говорить правду и только правду родителям! Обманувшему раз, перестают верить! Родители именно те люди, которые вам помогут и будут вас защищать.

 

Если ваш ребенок курит...

Курение среди подростков – самая распространенная вредная привычка. Свою первую сигарету ребенок может выкурить еще в начальной школе. А в старших классах курит половина учеников, среди которых и девочки.

Как распознать родителям то, что их ребенком курит и что может выдать курящего ребенка: Дети пытаются скрыть запах жвачкой, конфетками, чистить зубы, заедать и т.д. Особенно тогда, когда ранее у них не было в привычке систематически чистить зубы, проветривать комнату, пользоваться парфюмерией и др. Однако, если дыхание можно освежить, то гораздо труднее вывести запах от волос, с ушей, с одежды, с рукавов и от рук. Также ребенок может отстраняться, когда вы хотите подойти ближе и обнять его, поправить одежду. Ребенок стал больше просить денег у вас или у бабушек и дедушек, у вас стала пропадать мелочь из кошелька, сигареты, если родители тоже курят.

Ребенок может быть раздражительным, метаться по комнате, например, когда вынужден остаться на целый дома и не может выкурить сигаретку. Глаза его могут слезиться после прихода с улицы. У особо чувствительных детей даже после небольшого стажа курения может меняться цвет кожи лица. Курящие дети чаще болеют заболеваниями дыхательных путей, у них появляется кашель курильщика или частые беспричинные сухие покашливания.

Прямые улики — сигареты или их крошки в карманах, на дне сумки, под кроватью, на шкафу, в ванной и т.д. Конечно, ребенок скажет, что сигареты ему отдал на хранение его друг, у которого строгие родители. Все эти признаки помогут определить, курит ли ваш ребенок. Если вы приходите к выводу, что "Да, курит", не спешите с реакцией, подумайте о том, как правильно поговорить с ребенком и убедить его. Конечно, и закрывать глаза на очевидное не стоит — ребенок должен понимать, что вы недовольны тем, что он курит, что вы переживаете за него.

Что делать родителям, если подросток начал курить?

Создать и беречь обстановку доверительности в отношениях с сыном или дочерью. Узнав о курении ребенка не пытаться сию же минуту пресечь строгим наказанием, не унижать. Выбрать подходящий момент и в спокойной доверительной беседе попытаться обсудить с ним возникшую проблему. Эмоциональный взрыв может привести к тому, что подросток замкнется и помочь ему станет значительно труднее.

Запрет курения должен быть не только аргументирован научно, но и мотивирован житейски. И если родители курят, вряд ли ребенка можно убедить в пагубности этой привычки.

Курение в подростковом возрасте нередко свидетельствует о неблагополучии в семье, что ваш ребенок не удовлетворен своей ролью в семье, и ему нужно помочь почувствовать себя более взрослым.

Обратить пристальное внимание на отношения подростка со сверстниками, стараться оберегать его от влияния курящих друзей.

Помнить, что поскольку причины курения вызревают постепенно, то преодолеть эту привычку удается не сразу. Поэтому родителям нужно запастись терпением, а не пытаться решить проблему решительным нажимом.

Кроме вреда своему здоровью, курильщик наносит вред и окружающим его людям. Запрет на курение в общественных местах есть практически во всех странах мира, в том числе и в нашей. Статья 17.9. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Курение табачных изделий в запрещенных местах (административная ответственность за совершение правонарушений наступает с 16 лет). Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, влечет наложение штрафа в размер е до четырех базовых величин. Курение запрещено:

  • в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
  • на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
  • в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
  • на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
  • во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

Формы работы с участниками образовательного процесса по профилактике насилия в семье

      Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

      Прервать дальнейшее распространение жестокого обращения в семье по отношению к детям способна эффективная система профилактики по следующим направлениям: работа собственно с семьями, работа с детьми с учетом имеющейся специфики, работа с педагогами.

Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

При работе с педагогами главными задачами являются:

  • создать предпосылки для формирования безопасной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а так же оказание психологической и иной помощи педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;
  • информировать представителей педагогического коллектива о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;
  • усилить контроль за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе.

Формы работы с педагогами:

  • активные формы работы (тренинги, деловые игры, практикумы и т.д.)
  • встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
  • психолого-педагогические чтения.

Работа с родителями.

При работе с родителями основная задача педагогов – донести до сознания родителей тот факт, что насилие не воспитывает, оно приносит вред и унижает детей.  В побоях и наказаниях видят подходящие средства только те родители, которые не знают другого пути объяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, и научить их правилам поведения. Даже если телесные наказания применяются в экстраординарных случаях, то и это нельзя оправдать, потому что существуют и другие способы воспитания.  Ребенок подражает насильственному поведению своих родителей, и чрезмерной возбудимостью, и агрессивностью пытается обратить на себя внимание взрослых, но наталкиваются на агрессию. Таким образом, создается порочный круг поведения. Можно полагать, что жестокое обращение в семье  служит моделью агрессивного поведения.

При работе с семьей главным является:

  • помочь родителям найти подходящую систему воспитания, альтернативные методы, набор средств родительского воздействия, которые исключали бы телесные наказания;
  • дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членØов семьи определенные рамки поведения;
  • обучить родителей методам ненасильственной педагогики, побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая поток требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку и предлагая варианты решения возникающих проблем.
  • Формы работы с родителями по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье:
  • родительские собрания (лекции, тренинги, кинолектории и т.д.)
  • встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
  • вовлечение родителей в жизнедеятельность школы (классные и общешкольные мероприятия, походы, посещение уроков и т.д.)
  • наглядная информация (брошюры, статьи для родительского уголка)
  • Формы работы с детьми по предупреждению жестокого обращения
  • встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
  • правовые лекции;
  • занятия по самозащите;
  • тренинги, игры по формированию навыков безопасного поведения;
  • размещение на информационных стендах адресов и контактных телефонов организаций, оказывающих помощь.

 

свернуть

Рекомендации классному руководителю средних классов по профориентации учащихся

Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных обязанностей классного руководителя.

Целью профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.

Задачами профориентационной работы с учащимися средних классов являются: формирование информационной основы выбора профессии, формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитание готовности к трудовой деятельности.

Основные формы и методы работы классного руководителя по профориентации в средних классах

Профпросвещение и профессиографические встречи. Основной функцией профпросвещения и профессиографических встреч является ознакомление учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями города (региона).

Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:

Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?

Почему тебе нравится именно эта профессия?

Что делают люди этой профессии?

Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?

Есть ли у тебя такие качества?

Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда.

Проведение экскурсий, содержательный аспект которых опосредован как особенностями возраста, так и образовательным уровнем учащихся. При проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества. Для закрепления материала после экскурсии под руководством классного руководителя оформляется альбом, который пополнит коллекцию информационных материалов в классном уголке или в школьном кабинете по профориентации.

Работа по оказанию помощи престарелым людям, детям из детских домов, детям-инвалидам, учащимся младших классов и т.д. Она может осуществляться следующим образом. На классном собрании учащиеся делятся на две команды, которые проводят работу по выявлению количества престарелых одиноких людей, нуждающихся в помощи (в каком-то районе, проживающих на какой-то улице и т.д.). Все данные заносятся в журнал «308». По результатам собранных материалов проводится классное собрание и формируются бригады по оказанию необходимой помощи. Вся проведённая работа записывается в журнал в «страничку добрых дел». В конце года по итогам работы проводится классный сбор «Добрых дел мастер». Подобные рейдовые операции можно организовать по починке мебели в детских садиках, по очистке лесопарковой зоны, по ремонту оборудования и мебели в школе. Главное при проведении таких мероприятий – дать возможность детям проявить инициативу, самостоятельность, почувствовать общественную нужность своей работы.

Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, кинолекториев и т.д. Одним из возможных вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого мероприятия может стать творческая игра «Экспедиция в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность школьников. Кроме того, проведение такой игры позволяет реализовать такие методы профориентационных воздействий, как изучение состояния производственной инфраструктуры региона и формирование познавательных интересов.

Изучение интересов, склонностей и способностей учащихся. Классный руководитель может использовать такие приёмы: изучение личных дел учащихся, проведение индивидуальной беседы с учениками, анкетирование и т.д. Несмотря на то, что интересы у детей в этом возрасте неустойчивы, нестабильны и динамичны, надо помнить, что интересы отражают общую направленность личности, охватывает все психические процессы и активизирует деятельность, в которой обнаруживаются способности подростка. Поэтому участие школьников в различных видах деятельности поможет выявить, развить и совершенствовать природные задатки, на основе которых при создании необходимых и достаточных условий развиваются способности детей.

Ведение профориентационной карты учащегося совместно с педагогом-психологом школы. Данная карта позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося; выявить учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следить за результативностью профориентационной работы. Ведение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности.

свернуть

Рекомендации для классного руководителя по организации культурно-досуговой деятельности

Досуг - это время отдыха учащихся и одновременно время развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:

- формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;

- досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;

- разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например, от шумной дискотеки - к спокойному общению школьников в кругу).

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:

  • изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);
  • выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.

Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:

- расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);

- участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);

- организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);

- укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);

- изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);

- участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;

- организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);

- организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.

Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса, тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.

Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.

В) Участие в общешкольных и районных делах

Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:

- в общешкольных праздниках, трудовых акциях, районных мероприятиях;

- в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.

Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.

Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.

свернуть

Формы воспитательной работы с учащимися

>       Агитбригада

>       Аукцион

>       Бал

>       Беседы

>       Вахта памяти

>       Вечера

  • вечер вальса
  • вечер вопросов и ответов'
  • вечер литературный
  • вечер отдыха
  • вечер тематический
  • вечер этикета
  • вечер юмора

>       Викторины

  • викторина литературная
  • викторина музыкальная

>       Встречи

  • встреча за «круглым столом»
  • встреча с ветеранами войны и труда
  • встречи с учеными, психологами, лучшими людьми города, района, представителями разных профессий

>       Выпускной ринг

>       Выставки                                            '

>       Гостиная

>       День

  • День семьи
  • День герба и флага
  • День знаний

>       Десант

>       Деловая игра

>       Диалог с веком

>       Дискотека

>       Диспуты

>      Живая газета

>       Игры

>       Игра- путешествие

>       Карнавал

>       Клуб веселых и находчивых

>       Коллективный просмотр и обсуждение

  • фильма
  • спектакля

>       Композиции

>       Конкурсы

  • конкурс ораторов
  • конкурс « живых картин»
  • конкурс знатоков книги
  • конкурс плакатов
  • конкурс рисунков
  • конкурс рисованных фильмов
  • конкурс художественной самодеятельности
  • конкурс сочинений
  • конкурс на лучшую сказку в картинках
  • конкурс на лучшую модель или изобретение
  • конкурс на лучшую подпись под рисунком или плакатом У Конференции
  • Концерт
  • концерт-лекция
  • концерт-молния
  • Литературный КВН
  • Лекторий
  • Митинг
  • «Огонек»
  • Олимпиада
  • Открытый микрофон
  • Походы
  • Праздник
  • праздник, посвященный Дню Победы
  • праздник «День урожая»
  • праздник «Золотая осень»
  • праздник «Осенняя ярмарка»
  • праздник «Парад овощей»
  • праздник «Сюрпризы лесной поляны»
  • праздник «Хоровод цветов»
  • праздник Новогодний
  • Презентация «Я- миру»
  • Пресс-конференции
  • Приглашение к чаю
  • Путешествия '
  • Пять минут рефлексии
  • Радиопередачи
  • Разброс мнений
  • Рейды
  • Ролевая игра
  • Сократовские беседы
  • Спартакиады
  • Сувенир друзьям
  • Театр- экспромт
  • Турниры
  • Трудовой десант
  • Творческие отчеты
  • Туристические походы
  • Урок мира
  • Урок мужества
  • Час открытых мыслей
  • Фестиваль цветов
  • Философский стол
  • Форум

>• Этическая беседа

  • Этический театр
  • Ярмарка
свернуть

Рекомендации по составлению характеристики класса

  1. I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования:

количество учащихся;

из них мальчиков, девочек;

возрастной состав;

есть ли прибывшие ученики (из каких школ);

смена классного руководителя.

  1. Содержание и характер учебной деятельности:

общая характеристика успеваемости, дисциплины;

наличие контроля за оценками отдельных учеников;

дисциплина на уроках (кто нарушает?);

пропуски уроков.

III. Жизнь класса вне учебных занятий:

интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т. д.;

участие классного коллектива в общешкольной жизни;

проявление сознательной дисциплины;

влияние на класс родительской общественности;

общественно полезный труд в классе, школе.

  1. Руководство классным коллективом и его организацией:

актив класса, его работа (выделить лучших);

участие в школьных мероприятиях;

наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс;

наличие отверженных.

  1. Взаимоотношения внутри коллектива:

степень сплоченности;

проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи;

наличие или отсутствие группировок;

особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;

эмоциональное неблагополучие отдельных детей.

  1. Общие выводы:
  • уровень развития коллектива;
  • характер общего эмоционального климата в коллективе;
  • дисциплинированность;
  • определение основных недостатков в организации жизни коллектива.

Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных

конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.

свернуть

Методические рекомендации по учету часов организационно-воспитательной работы В классе

Проверка дневников, организация питания, посещение уроков у учителей-предметников, оформление документации в классном журнале и другие виды деятельности предусмотренные должностными обязанностями классного руководителя не фиксируются.

Запись в журнале должна совпадать с планированием воспитательной работы.

Не допускаются исправления, пометки.

Запись о количестве записанных организационно-воспитательных часах  за неделю, месяц в журнале, не прописывается.

Запись об общешкольных мероприятиях  в журнале не прописывается.

В начале и в конце учебного года делается запись о проведении праздника первого и последнего звонка.

Литература

  1. Сборник нормативных документов «Рекомендации по организации деятельности классного руководителя», 2013. №17.1-80, стр.61
  2. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Планирование воспитательной работы в классе и её учёт» НГ № 4 - 41 от 20.03.2003 г.
  3. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования». Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №6, 2012
свернуть

Функциональные обязанности классного руководителя

  1. В своей работе классный руководитель руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере воспитания, уставом учреждения образования, иными локальными нормативными актами.
  2. Классный руководитель в своей работе взаимодействуют с руководителем учреждения образования, заместителями руководителя учреждения образования, педагогическими работниками, руководителями первичных общественных объединений, ученическим самоуправлением, другими заинтересованными лицами, а также законными представителями обучающихся с целью координации работы по формированию личности учащихся.
  3. В своей работе классный руководитель руководствуется следующими принципами: личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности учащихся, приоритет прав и законных интересов обучающихся, содействие социализации, саморазвитию и самореализации учащихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.
  4. Работа классного руководителя должна быть подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся, коллектива класса.
  5. Классный руководитель всесторонне изучает индивидуально-личностные особенности каждого учащегося, коллектива класса, особенности семейного воспитания учащихся, проводит мониторинг оценки качества воспитания;
  6. Классный руководитель осуществляет в классе идеологическую и воспитательную работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов, потребностей и ценностных ориентации учащихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
  7. Классный руководитель проводит еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;
  8. Классный руководитель проводит  еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса;
  9. Классный руководитель способствует созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укреплению дисциплины в ходе образовательного процесса, развитию умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования, в том числе:

9.1. осуществляет ежедневный контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины, внешнего вида, досуговой занятости учащихся;

9.2. ведет ежедневный учет посещаемости занятий; в течение учебного дня устанавливает причину отсутствия учащихся в школе, в случае отсутствия без уважительной причины уведомляет социального педагога, зам.директора по воспитательной работе либо дежурного администратора

9.3. постоянно информирует родителей об успеваемости, случаях нарушения дисциплины и пропусков занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания детей.

  1. Классный      руководитель способствует созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся;
  2. Классный руководитель совместно со специалистами СППС учреждения образования изучает особенности семейного воспитания учащихся, выявляет учащихся, находящихся в социально опасном положении; проводит работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, в том числе:

11.1. проводит обследование жилищно-бытовых условий проживания учащихся вновь прибывших – в течение недели после зачисления в учреждение образования, на всех учащихся два раза в год (сентябрь, январь);  представляет на утверждение директора отчеты по результатам посещения семей на дому (акты, отчетные таблицы) не позднее 10 октября, 10 февраля.

11.2. при выявлении признаков социально опасного положения учащегося незамедлительно информирует руководителя учреждения образования;

11.3. совместно со специалистами СППС учреждения образования участвует в социальном расследовании при получении информации о социальном неблагополучии в семье учащихся;

11.4. при признании учащихся, находящимися в социально опасном положении, вносит предложения и участвует в разработке и осуществлении плана защиты его прав и законных интересов;

11.5. организует работу по вовлечению учащегося в объединения по интересам, факультативные занятия, спортивные секции и иные виды внеурочной занятости;

11.6. обеспечивает своевременную подготовку установленной отчетности по проведению воспитательно-профилактической работы с учащимися, состоящими на учете.

  1. Классный руководитель оказывает педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
  2. Классный руководитель развивает традиции учреждения образования, содействует обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся;
  3. Классный руководитель привлекает учащихся к общественно-полезному труду, содействует вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, клубов, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
  4. Классный руководитель осуществляет организацию воспитательного процесса во внеурочное время, в шестой школьный день и каникулярный период; Организует участие  класса  в проводимых внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятиях.
  5. Перед проведением мероприятий, связанных с выходом за пределы школы (походы, экскурсии и т.д.) классных руководитель проводит с учащимися обучающие занятия по соблюдению правил дорожного движения, мерам безопасности и правилам поведения в общественных местах с оформлением протокола занятия. Во время проведения экскурсий, культурно-массовых мероприятий находится рядом с детьми, контролирует их поведение, несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся
  6. Классный руководитель содействует организации питания и медицинского обслуживания учащихся в соответствии с установленными требованиями;
  7. Классный руководитель оказывает содействие по дальнейшему жизнеустройству учащихся после получения ими общего базового (среднего)  образования.
  8. Классный руководитель повышает квалификацию и постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство.
  9. Классный руководитель ведет плановую и учетно-отчетную документацию, установленную должностной инструкцией учителя и настоящими функциональными обязанностями.
  10. Классный руководитель планирует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Разрабатывает планы идеологической и воспитательной работы на учебный год и четверть, руководствуясь примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования (СНД 36, 2012).
  11. Классный руководитель для организации идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год.
  12. Классный руководитель заполняет социально-педагогическую характеристику класса, которая поддерживается в актуальном состоянии в течение года.
  13. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы учитель отражает в классном журнале.
  14. Классный руководитель участвуют в работе учебно-методического объединения классных руководителей, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.
  15. Классный руководитель выполняет иные обязанности, установленные Министерством образования РБ, органами административного управления и должностной инструкцией учителя и другими локальными нормативными актами  учреждения образования.
свернуть

Методические рекомендации по учету организационно-воспитательной работы в классном журнале в помощь классному руководителю

Учёт часов ОВР отражает содержание работы классного руководителя с учащимися и его родителями.

В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года № 283, воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).

При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель отражает количество часов, соответствующее тарификации. В журнал записываются наиболее значимые воспитательные мероприятия. Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневниках классного руководителя.

свернуть