РУС БЕЛ ENG

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.

К ним относятся:

  1. эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  2. выраженное чувство долга, обязательность;
  3. концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  4. учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  5. убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  6. наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  7. наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  8. психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
  9. наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  10. проявление интереса к жизни;
  11. привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
  12. уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  13. планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
  14. негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов, являющихся «психологической защитой»,

которой должен обладать подросток:

  1. формировать «Позитивное восприятие» окружающего мира. В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: «Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения… В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов… Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки – это не Вы». Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка. Нужно научиться переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление. Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию (объединения дополнительного образования разного направления, вовлечение в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.);
  2. формировать антисуицидальные факторы личности подростка. Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании конфликта. Работа с семьей важнейшая составная часть профилактики суицида. Направления работы с родителями по профилактике суицида:
    1. систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися;
    2. привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
    3. формирование у родителей потребности в самообразовании.
свернуть