РУС БЕЛ ENG

биоразнообразие

Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования 

Дата выполнения: сентябрь  2022 - май 2023.

 Участники: учащиеся 1-8 классов, посещающие объединение по интересам «Азбука природы», изучающие программу факультативных занятий «Зеленые школы», участники проекта «Экологический дозор».

 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ:

1.      

Юркин Тимур

17.

Брикина Светлана

2.      

Сазонова Владислава

18.

Спиридонова Оксана

3.      

Женевский Даниил

 19.

Новицкий Арсений

4.      

Секерин Никита

20.

Сидорович Богдан

5.      

Демяшкевич Евгений

21.

Ермаков Матвей

6.      

Комарова Анна

22.

Женевский Арсений

7.      

Золотухин Артем

23.

Смирнов Владислав

8.      

Пестова Виктория

24.

Ефремова Анастасия

9.      

Вовк Виктория

25.

Вовк Иван

10.  

Ермаков Степан

26.

Колошина Анастасия

11.  

Рахманов Максим

27.

Брикин Егор

12.  

Федорова Вероника

28.

Кекер София

13.  

Бородина Вероника

29.

Клюкин Богдан

14.  

Романенко Виктория

30.

Автономов Артем

15.  

Секерин Кирилл

31.

Брикин Кирилл

16.  

Копанев Даниил

32.

Пиюкова Наталья

 

Ответственный педагогический работник:

Становая Наталья Петровна, учитель начальных классов.

 

Выполнение задания:

  1. Сформировали группы учащихся по изучению травянистых растений.
  2. Познакомились с правилами работы с определителями.
  3. Выбрали места и распределение учащихся для изучения дикорастущих травянистых растений.
  4. Организовали экскурсии на пришкольную территорию для выполнения задания.
  5. Определили травянистые растения по видам с помощью определителя, составили списки.
  6. Сфотографировали травянистые растения.
  7. Составили картосхемы пришкольной территории и обозначили местонахождения растений.
  8. На сайте учреждения размещена картосхема территории с постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий.
  9. Указана дата выполнения задания и участники.
  10. Ежегодно информация обновляется.

Видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования и территории природного окружения

1.  Чистотел большой

2.  Крапива двудомная

3.  Звездчатка средняя, или мокрица

4.  Марь белая (лебеда)

5.  Горец птичий, спорыш

6.  Икотник серо-зелёный

7.  Пастушья сумка

8.  Гулявник лекарственный

9.  Ярутка полевая

10.  Земляника лесная

11.  Лапчатка гусиная, или Гусиная лапка

12.  Донник белый

13.  Клевер луговой

14.  Клевер пашенный

15.  Клевер ползучий, или белый

16.  Горошек мышиный

17.  Вьюнок полевой, или Берёзка

18.  Подорожник большой

19.  Яснотка белая, или Глухая крапива

20.  Чабрец обыкновенный, или ползучий

21.  Тысячелистник обыкновенный.

22.  Репейник большой, или Лопух большой

23.  Василёк синий

24.  Нивяник обыкновенный, или Поповник

25.  Ромашка продырявленная, или непахучая.

26.  Пижма обыкновенная

27.  Мать-и-мачеха обыкновенная

 

 

 

 

 

свернуть

Задание 1.3. Изучить разнообразие  деревьев и кустарников на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования 

Дата выполнения: сентябрь  2022 - май 2023.

Участники: учащиеся 1-8 классов, посещающие объединение по интересам «Азбука природы», изучающие программу факультативных занятий «Зеленые школы», участники проекта «Экологический дозор».

 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ:

1.      

Юркин Тимур

17.

Брикина Светлана

2.      

Сазонова Владислава

18.

Спиридонова Оксана

3.      

Женевский Даниил

 19.

Новицкий Арсений

4.      

Секерин Никита

20.

Сидорович Богдан

5.      

Демяшкевич Евгений

21.

Ермаков Матвей

6.      

Комарова Анна

22.

Женевский Арсений

7.      

Золотухин Артем

23.

Смирнов Владислав

8.      

Пестова Виктория

24.

Ефремова Анастасия

9.      

Вовк Виктория

25.

Вовк Иван

10.  

Ермаков Степан

26.

Колошина Анастасия

11.  

Рахманов Максим

27.

Брикин Егор

12.  

Федорова Вероника

28.

Кекер София

13.  

Бородина Вероника

29.

Клюкин Богдан

14.  

Романенко Виктория

30.

Автономов Артем

15.  

Секерин Кирилл

31.

Брикин Кирилл

16.  

Копанев Даниил

32.

Пиюкова Наталья

 

Ответственные педагогические работники:

Садовская М.В., учитель начальных классов;

Становая Н.П., учитель начальных классов.

Шаченок Т.А., классный руководитель 6 класса

 

Выполнение задания

1. Изучили видовое разнообразие аборигенных и интродуцированных  растений на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования.

2. Создали картосхему территории, на которой обозначили местонахождение определённых аборигенных и интродуцированных растений.

3. Рядом с картосхемой разместили изображения каждого вида аборигенных и интродуцированных растений, нанесённых на картосхему.  

4. Были изучены следующие виды деревьев и кустарников:   

1.   Берёза повислая, или бородавчатая

2.   Береза пушистая

3.   Дуб черешчатый, обыкновенный

4.   Ель обыкновенная

5.   Ива белая, или верба, ветла

6.   Ива козья

7.   Клён остролистный, или платановидный

8.   Липа сердцелистная, сердцевидная, или мелколистная

9.   Ольха черная, или Ольха клейкая, или Ольха европеейская

10. Рябина обыкновенная

11. Сосна обыкновенная

12.  Тополь дрожащий, или осина

13.  Бересклет бородавчатый

14. Бузина красная, или кистевидная

15. Ежевика сизая, или обыкновенная, Ожина

16.Жимолость настоящая, или лесная, или обыкновенная

17.    Крушина ломкая

18. Малина обыкновенная

19. Можжевельник обыкновенный

20. Черёмуха обыкновенная, или птичья

м

21. Шиповник майский

                   

 

  

свернуть

Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования

Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории и территории природного окружения государственного учреждения образования «Зубревичская средняя школа Оршанского района»

 

Дата выполнения: сентябрь 2022 - май  2023

Участники: учащиеся 1-8 классов, посещающие объединение по интересам «Азбука природы», изучающие программу факультативных занятий «Зеленые школы», участники проекта «Экологический дозор».

 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ:

1.      

Юркин Тимур

17.

Брикина Светлана

2.      

Сазонова Владислава

18.

Спиридонова Оксана

3.      

Женевский Даниил

 19.

Новицкий Арсений

4.      

Секерин Никита

20.

Сидорович Богдан

5.      

Демяшкевич Евгений

21.

Ермаков Матвей

6.      

Комарова Анна

22.

Женевский Арсений

7.      

Золотухин Артем

23.

Смирнов Владислав

8.      

Пестова Виктория

24.

Ефремова Анастасия

9.      

Вовк Виктория

25.

Вовк Иван

10.  

Ермаков Степан

26.

Колошина Анастасия

11.  

Рахманов Максим

27.

Брикин Егор

12.  

Федорова Вероника

28.

Кекер София

13.  

Бородина Вероника

29.

Клюкин Богдан

14.  

Романенко Виктория

30.

Автономов Артем

15.  

Секерин Кирилл

31.

Брикин Кирилл

16.  

Копанев Даниил

32.

Пиюкова Наталья

 
 

 Ответственный педработник: Становая Н.П., учитель начальных классов.

 Выполнение задания:

  1. Участниками проекта определены 15 видов птиц, обитающих на пришкольной территории и территории природного окружения учреждения образования в соответствии с определителем-справочником.
  2. На картосхеме пришкольной территории и территории природного окружения обозначили места наблюдения следующих видов птиц: белый аист, большая синица, деревенская ласточка, домовой воробей, обыкновенный скворец, полевой воробей, рябинник, серая ворона, сизый голубь, сорока, ворон серый, снегирь.
  3. Картосхема и фотографии птиц размещены на стенде «Экология – наука о доме», на сайте учреждения образования.
  4. С целью выполнения задания изучено: размер, окраска, форма тела, хвоста, форма и длина клюва, крыльев, поведение, пение птиц через аудиозаписи,  слушание голосов в живой природе.
  5. Знания по увиденным видам птиц закреплялись при проведении викторины «Знаешь ли ты птиц?» Учащиеся узнавали птиц по описанию и по их пению. Далее ребята зарисовывали понравившуюся птицу.

 

Картосхема размещения птиц на территории учреждения образования и территории природного окружения

 

 

Виды птиц на территории 

1. Белый аист

2. Большая синица

 

3.  Трясогузка

 

4. Деревенская ласточка

 

5. Домовой воробей

 

 

6. Обыкновенный скворец

 

7. Полевой воробей

 

8. Черноголовый щегол

 

9.  Серая ворона

 

10. Сизый голубь

11. Сорока

 

12. Пестрый дятел

13. Снегирь

14. Соловей

15. Лебедь

Птица 2023 года в Беларуси –обыкновенная горлица (бел. – звычайная туркаўка). Она сменила белую лазоревку (белую сініцу) – птицу 2022 года.

ГОРЛИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ - ПТИЦА 2023 ГОДА В БЕЛАРУСИ

 

Белая лазоревка

 

 

 

свернуть

Задание 1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования.

Задачи:

- изучить разнообразие насекомых на территории учреждения образования и территории природного окружения;

- составить картосхему разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории.

Дата выполнения: май 2023 года.

Участники: учащиеся 3-8 классов, члены объединения по интересам «Азбука природы» и отряда «Экологический дозор»

Список учащихся:

  1. Федорова Вероника Евгеньевна
  2. Вовк Виктория Денисовна
  3. Рахманов Максим Петрович
  4. Бородина Вероника Павловна
  5. Романенко Виктория Викторовна
  6. Секерин Кирилл Владимирович
  7. Спиридонова Оксана Юрьевна
  8. Брикина Светлана Юрьевна
  9. Ермаков Матвей Сергеевич
  10. Женевский Арсений Викторович
  11. Смирнов Владислав Михайлович
  12. Кекер Софья Сергеевна 
  13. Колошина Анастасия Евгеньевна
  14. Баранаева Маргарита Артемовна
  15. Клюкин Богдан Васильевич
  16. Пиюкова Наталья Александровна
  17. Салынов Виктор Андреевич
  18. Автономов Артем Алексеевич

Ответственные педагогические работники:

Становая Наталья Петровна, учитель начальных классов,

Шаченок Виктор Антонович, учитель биологии.

 

Выполнение задания:

Из 18 участников  сформированы 3 группы по шесть человек для изучения наземных насекомых на пришкольной территории. Учащиеся были ознакомлены с правилами работы с определителями-справочниками насекомых. На основании составленного плана использовались методы исследования, изучение внешнего строения насекомых, отлов насекомых с помощью ловушек и сачков, их фотографирование, определение видов насекомых.

В результате проделанной работы:

  1. Изучено разнообразие 15 наземных насекомых   на пришкольной территории.
  2. Обозначены места наблюдения наземных насекомых на пришкольной территории на картосхеме.
  3. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида наземных насекомых. 

  1. Фотографии насекомых и картосхема размещены  на стенде «Экология –наука о доме», сайте учреждения образования.
  2. Изучение и проверка знаний наземных насекомых проводилась во время путешествия по экологической тропе на тему «Удивительное рядом».
  3. Информация ежегодно обновляется.

Разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования

 

1. Древоточец пахучий

2. Коровка семиточечная

3. Жужелица головастая

4. Жук колорадский — интродуцент!

5. Листоед тополевый

 6. Майский жук западный

7. Жук-носорог

 

8. Оса обыкновенная

9. Пчела медоносная

10. Шмель садовый

Шмель, Садовый Шмель, Bombus Hortorum

11. Муравей садовый чёрный

12. Муравей лесной рыжий

13. Капустница

 14. Кузнечик

 15. Павлиний глаз

 

свернуть

Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц.

1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц.

Каждый год в учреждении образования реализуется районная экологическая операция «Четвероногие друзья». Операция проводится в три этапа: первый этап (октябрь-июнь). Оказание благотворительной помощи коллективу ГУДО ОРЭБЦДиМ в сборе кормов для птиц и животных; второй этап (ноябрь-февраль). Мероприятия по организации «птичьих» столовых на пришкольных территориях (ремонт старых, изготовление и развешивание новых кормушек, обеспечение кормами); третий этап (март-апрель). Операция «Птицеград» (изготовление и размещение скворечников на пришкольных территориях).

В рамках первого этапа операции с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. было собрано более 100 кг корма для птиц и животных. 70 кг корма было передано ГУДО ОРЭБЦДиМ, остальной корм использовали для подкормки птиц на пришкольной и прилегающей территориях. 

С ноября 2022 года по март 2023 года, в ходе второго этапа операции «Четвероногие друзья», прошла акция «Поможем пернатому другу». Учащиеся изготовили 15 кормушек, развешали их на территории учреждения образования и прилегающей территории. Учащиеся 1 – 9 классов регулярно осуществляли подкорму птиц, животных, а также контролировали состояние кормушек, по мере необходимости чистили и чинили их на занятиях объединения по интересам «Азбука природы», факультативных занятиях «Зеленые школы», классных часах.

Нами определены 10 видов зимующих птиц, при этом самыми распространенными оказались воробей домовый и галка, синицы и снегири, прилетает даже дятел. Реже всего встречалась  сойка.

свернуть

Задание 1.8. Создать и разместить на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.

Дата выполнения: декабрь  2022 - май 2023.

Участники: учащиеся 1-9 классов, посещающие объединение по интересам «Азбука природы», изучающие программу факультативных занятий «Зеленые школы», участники проекта «Экологический дозор», члены объединения по интересам «Умелые руки»

 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ:

1.      

Юркин Тимур

17.

Брикина Светлана

2.      

Сазонова Владислава

18.

Спиридонова Оксана

3.      

Женевский Даниил

 19.

Новицкий Арсений

4.      

Секерин Никита

20.

Сидорович Богдан

5.      

Демяшкевич Евгений

21.

Ермаков Матвей

6.      

Комарова Анна

22.

Женевский Арсений

7.      

Золотухин Артем

23.

Смирнов Владислав

8.      

Пестова Виктория

24.

Ефремова Анастасия

9.      

Вовк Виктория

25.

Вовк Иван

10.  

Ермаков Степан

26.

Колошина Анастасия

11.  

Рахманов Максим

27.

Брикин Егор

12.  

Федорова Вероника

28.

Кекер София

13.  

Бородина Вероника

29.

Клюкин Богдан

14.  

Романенко Виктория

30.

Автономов Артем

15.  

Секерин Кирилл

31.

Брикин Кирилл

16.  

Копанев Даниил

32.

Пиюкова Наталья

 

Ответственный педагогический работник:

Становая Н.П., учитель начальных классов;

Шаченок Т.А., классный руководитель 6 класса;          

Коробкова Е.В., классный руководитель 7 класса;

Ерема Т.П., учитель трудового обучения.

Выполнение заданий:

  1. Изучены методики изготовления скворечников, синичников.
  2. Изготовлены 12 скворечников и три синичника на уроках трудового обучения, на занятиях объединения по интересам «Умелые руки» под руководством учителя, дома с родителями).
  3. Искусственные гнездовья размещены на деревьях дендропарка, плодового сада, пришкольной территории.
  4. Составлена картосхема пришкольной территории с обозначением местонахождения искусственных гнездовий.
  5. Отчёт о проделанной работе, списки учащихся и фотографии  размещены на сайте.

 

Схема размещения скворечников и синичников на территории учреждения образования и прилегающей территории

 

 

свернуть

Задание 1.9. Создать и разместить на территории природного окружения учреждения образования убежища для беспозвоночных животных.

Дата выполнения: сентябрь  2022 - май 2023.

Участники: учащиеся 1-9 классов, посещающие объединение по интересам «Азбука природы», изучающие программу факультативных занятий «Зеленые школы», участники проекта «Экологический дозор», члены объединения по интересам «Умелые руки»

 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ:

1.      

Юркин Тимур

17.

Брикина Светлана

2.      

Сазонова Владислава

18.

Спиридонова Оксана

3.      

Женевский Даниил

 19.

Новицкий Арсений

4.      

Секерин Никита

20.

Сидорович Богдан

5.      

Демяшкевич Евгений

21.

Ермаков Матвей

6.      

Комарова Анна

22.

Женевский Арсений

7.      

Золотухин Артем

23.

Смирнов Владислав

8.      

Пестова Виктория

24.

Ефремова Анастасия

9.      

Вовк Виктория

25.

Вовк Иван

10.  

Ермаков Степан

26.

Колошина Анастасия

11.  

Рахманов Максим

27.

Брикин Егор

12.  

Федорова Вероника

28.

Кекер София

13.  

Бородина Вероника

29.

Клюкин Богдан

14.  

Романенко Виктория

30.

Автономов Артем

15.  

Секерин Кирилл

31.

Брикин Кирилл

16.  

Копанев Даниил

32.

Пиюкова Наталья

 

Ответственный педагогический работник:

Становая Н.П., учитель начальных классов;

Шаченок Т.А., классный руководитель 6 класса;          

Коробкова Е.В., классный руководитель 7 класса;

Ерема Т.П., учитель трудового обучения.

Выполнение заданий:

  1. Проведена беседа с учащимися «Типы убежищ для беспозвоночных».
  2. Создана рабочая группа учащихся для выполнения задания.
  3. Изучена пришкольная территория и определены места для создания убежищ.
  4. Собран необходимый материал для создания убежищ.
  5. Созданы убежища: связки сучьев, куча из листьев, куча камней, продырявленные спилы деревьев, перевернутые глиняные цветочные горшки др.
  6. Составлен отчет о количестве изготовленных убежищ, их размещение отмечено на картосхеме пришкольной территории.
  7. Отчет и фотографии размещены на сайте учреждения образования.

 

Схема размещения на территории природного окружения учреждения образования убежищ для беспозвоночных животных.

свернуть

Задание 1.10. Создать и размесить на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования «Клумбу для бабочек».

Дата выполнения: апрель- май 2023.

Участники: учащиеся 1-8 классов, посещающие объединение по интересам «Азбука природы», изучающие программу факультативных занятий «Зеленые школы», участники проекта «Экологический дозор».

СПИСОК УЧАСТНИКОВ:

1.      

Поляк Николай

17.

Брикина Светлана

2.      

Карпухина Виктория

18.

Спиридонова Оксана

3.      

Дульский Максим

 19.

Новицкий Арсений

4.      

Карпухина Виктория

20.

Сидорович Богдан

5.      

Демяшкевич Евгений

21.

Ермаков Матвей

6.      

Комарова Анна

22.

Женевский Арсений

7.      

Золотухин Артем

23.

Смирнов Владислав

8.      

Пестова Виктория

24.

Ефремова Анастасия

9.      

Вовк Виктория

25.

Вовк Иван

10.  

Ермаков Степан

26.

Колошина Анастасия

11.  

Рахманов Максим

27.

Брикин Егор

12.  

Федорова Вероника

28.

Кекер София

13.  

Бородина Вероника

29.

Клюкин Богдан

14.  

Романенко Виктория

30.

Автономов Артем

15.  

Секерин Кирилл

31.

Брикин Кирилл

16.  

Копанев Даниил

32.

Пиюкова Наталья

 

Ответственный педагогические работники:

Становая Наталья Петровна, учитель начальных классов,

Ерема Тарас Павлович, учитель трудового обучения,

классные руководители.

Выполнение задания:

На территории учреждения образования размещена «Клумба для бабочек». Она находится на солнечном месте, защищенном от сильных ветров. На клумбе есть поилки для бабочек, а также укрытия для бабочек. На клумбе высажены растения с различными сроками цветения, что способствует привлечению бабочек в течение всей их активной жизнедеятельности: это примула, астра, циния, петунья, настурция и бархатцы и др. Павлиний глаз и махаона, крапивницу и лимонницу, адмирала и голубянку, пчел, шмелей и других насекомых можно увидеть на нашей клумбе.

 

 

свернуть

Задание 1.12. Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учреждения образования «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых

Дата выполнения: сентябрь 2022 года, апрель- май 2023 года.

Участники: учащиеся 2-9 классов, посещающие объединение по интересам «Азбука природы», изучающие программу факультативных занятий «Зеленые школы», участники проекта «Экологический дозор».

СПИСОК УЧАСТНИКОВ:

1.      

Поляк Николай

17.

Брикина Светлана

2.      

Дульский Максим

18.

Спиридонова Оксана

3.      

Клюкина Екатерина

19.

Новицкий Арсений

4.      

Карпухина Виктория

20.

Сидорович Богдан

5.      

Демяшкевич Евгений

21.

Ермаков Матвей

6.      

Комарова Анна

22.

Женевский Арсений

7.      

Золотухин Артем

23.

Смирнов Владислав

8.      

Пестова Виктория

24.

Ефремова Анастасия

9.      

Вовк Виктория

25.

Вовк Иван

10.  

Ермаков Степан

26.

Колошина Анастасия

11.  

Рахманов Максим

27.

Брикин Егор

12.  

Федорова Вероника

28.

Кекер София

13.  

Бородина Вероника

29.

Клюкин Богдан

14.  

Романенко Виктория

30.

Автономов Артем

15.  

Секерин Кирилл

31.

Брикин Кирилл

16.  

Копанев Даниил

32.

Пиюкова Наталья

 

Ответственный педагогические работники:

Становая Наталья Петровна, учитель начальных классов;

Ерема Тарас Павлович, учитель трудового обучения;

классные руководители.

Выполнение задания:

Учащиеся учреждения образования совместно с педагогами, родителями и администрацией сельского совета агрогородка Зубревичи произвели высадку деревьев в рамках Республиканского субботника и Недели леса возле ФОКа и школы. Была высажена аллея красного дуба из 15 деревьев. Также учащиеся учреждения образования приняли участие в акции «Неделя леса». Учащимися учреждения образования были высажены около 750 саженцев ели и березы в апреле 2023 года (для сравнения - в апреле 2022 года посажено 630 елей) на территории Болбасовского лесничества. На прилегающей к учреждению образованию территории имеется аллея Дружбы (посажены 25 саженцев березы и дуба). Обновлен фруктовый сад. Коллекция пополнилась 7 яблонями разных сортов. За территорией учреждения образования облагорожен земельный участок с целью создания "дикого луга".

Посадка аллеи Дружбы

 

 

 

Неделя леса. Посадка берез и елей.

 

 

 

Посадка плодовых деревьев

 

 

свернуть