РУС БЕЛ ENG

Инновационный проект "КЛИМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА"

Содержание проекта "КЛИМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА"

«Климатическая шкатулка» это комплект учебно-игровых материалов по теме «Изменение климата», адресованный обучающимся 1–11 классов и педагогическим работникам, обеспечивающим освоение содержания образовательных программ общего среднего образования.

Комплект учебно-игровых материалов «Климатическая шкатулка» предлагается к использованию на разных этапах педагогической деятельности: для подготовки учебного занятия, фронтального объяснения нового материала, организации индивидуальной познавательной деятельности. Издание предназначено для использования как непосредственно во время учебных занятий, так и для организации самостоятельной работы учащихся.

Комплект учебно-игровых материалов «Климатическая шкатулка» не является учебным изданием, и решение о его использовании в образовательном процессе принимается учителем самостоятельно.

Использование «Климатической шкатулки» в образовательном процессе позволит:

– обеспечить освоение обучающимися знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

– популяризировать идеи сохранения окружающей среды и бережного отношения к природе у педагогов и обучающихся;

– формировать у подрастающего поколения экологическую культуру, развивать навыки энерго- и ресурсосбережения;

– способствовать педагогическим работникам в подготовке и проведении уроков по темам, прямо и косвенно связанным с темой изменения климата.

Комплект учебно-игровых материалов «Климатическая шкатулка» содержит:

– иллюстрированное пособие для обучающихся с познавательными материалами, интерактивными и индивидуальными заданиями, а также вопросами по теме «Изменение климата»;

– методические рекомендации для педагогических работников по использованию комплекта материалов на учебных занятиях в различных классах;

– набор игровых опросных карточек;

– карту «Изменение климата: последствия для природы и человека к концу XXI века, если человечество не сделает всё возможное, чтобы сократить выбросы парниковых газов»;

– плакат «Изменение климата: советы о том, как сократить свой углеродный след»;

– сканворд для обучающихся «Найди всех животных»;

– интерактивную игру (пазлы):

– флешку, включающую в себя в электронном виде все материалы комплекта.

Пособие для обучающихся «Климатическая шкатулка»

Пособие содержит разделы «Проблема изменения климата», «Как изменения климата влияют на природу и человека. Можно ли адаптироваться к их неизбежным последствиям?» и «Как предотвратить опасные изменения климата». Знакомство с его содержанием позволит обучающимся больше узнать о климате нашей планеты, его истории и причинах изменения в прошлом и настоящем, поможет им в развитии умений и навыков определения типов климата, климатообразующих факторов, изучения погоды; поспособствует пониманию роли климата для биосферы, взаимосвязи компонентов природных комплексов, влияния климата и его изменений на человека, его экономическую деятельность, повседневный быт и здоровье; получить представления об антропогенном воздействии на климат и путях его минимизации, сформировать ценности ответственного потребления и отношения к природе, освоить правила экономного использования ресурсов и энергосбережения и, тем самым, внести учащимся свой собственный вклад в предотвращение изменения климата. Большое количество фактов о климатических аномалиях, примеров последствий влияния изменения климата на прибрежные, горные, арктические регионы, на леса, города и страны дадут возможность обучающимся самостоятельно анализировать информацию, строить гипотезы и прогнозы для природных процессов и явлений применительно к своим регионам.

Материалы каждого раздела пособия являются хорошим дополнением для содержания многих тем учебных программ. В Приложении 1 и Приложении 2 к методическим рекомендациям приведён подробный список тем учебных программ по учебным предметам и тем учебных программ факультативных занятий для всех ступеней общего среднего образования, при изучении которых могут использоваться материалы «Климатической шкатулки». Для удобства пользователей список тем структурирован по классам в соответствии с разделами пособия «Климатической шкатулки».

Комплект окажет помощь учителю в формировании у обучающихся основ научного мировоззрения, развитии интеллектуальных способностей и познавательных интересов. Наличие красочных иллюстраций, схем, графиков поможет закрепить знания об эволюции на примере причин изменения климата в прошлом, современном облике планеты Земля; пространственном различии процессов формирования климата, географических особенностях природных комплексов разных материков и океанов; практики природопользования, природных и антропогенных причинах возникновения экологических проблем, мерах по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, о парниковом эффекте и биоразнообразии жизни, углеродном следе человека на Земле.

Использование материалов комплекта будет успешным, если педагогические работники будут включать их в занятия с учётом ведущей деятельности обучающихся, их потребностей, интересов и возможностей. Для одних будет интересен весь текст комплекта, для других – только необычные факты, иллюстрации или идеи для проведения экспериментов. Любой обучающийся сможет найти в комплекте что-то интересное и новое именно для себя. Предлагаем учителям тоже подойти к комплекту творчески и активно использовать материалы в дополнительном образовании и во внеурочной деятельности: проведении внеклассных мероприятий, природоохранных акций, предметных недель, конкурсов и викторин, кружковых занятий. Вопросы и задания, предлагаемые в комплекте, позволят использовать полученные знания на практике.

Коллектив авторов искренне надеется, что работа с комплектом учебно-игровых материалов «Климатическая шкатулка» побудит обучающихся, их учителей и родителей изменить стиль своей жизни на более заботливый по отношению к окружающей среде.

Ниже представлен список учебных пособий для учреждений общего среднего образования, где встречаются темы, касающиеся защиты окружающей среды, бережного отношения к природе, о человеке и его месте в природе и в обществе, затрагиваются вопросы, связанные с изменением климата, как изменение климата влияет на природу и человека, об использовании альтернативных видов энергии, экономного использования ресурсов в быту и школе, на природе и т.п.

свернуть

Список учреждений образования для апробирования обучающих материалов «Климатическая шкатулка» в Республике Беларусь

 

Учреждение образования

1.

 Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»

2.

 УО «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи»

3.

 ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи»

4.

 ГУО «Первомайская средняя школа»

5.

 ГУО «Матиевичская базовая школа»

6.

 ГУО «Средняя школа № 2 г. Дрогичина»

7.

 ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи»

8.

 ГУО «Гимназия № 1г. Витебска имени Ж.И. Алферова»

9.

 ГУО «Порплищенская средняя школа Докшицкого района»

10.

 ГУО «Средняя школа № 16 г. Орши»

11.

 ГУО «Зубревичская средняя школа Оршанского района»

12.

 ГУО «Гомельский областной центр туризма и экологии детей и молодежи»

13.

 ГУО «Бурковская средняя школа»

14.

 ГУО «Средняя школа № 73 г. Гомеля»

15.

 ГУО «Копаткевичская средняя школа»

16.

 ГУДО «Могилевский областной центр творчества»

17.

 ГУО «Средняя школа №3 г. Осиповичи»

18.

 ГУО «Ботвиновская средняя школа»

19.

 ГУО «Средняя школа № 2 г. Круглое»

20.

 УО «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи»

21.

 ГУО «Новодворская средняя школа Свислочского района»

22.

 ГУО «Средняя школа № 40 имени В.И. Кремко г. Гродно»

23.

 ГУО «Пархимовская базовая школа»

24.

 ГУО «Минский областной институт развития образования»

25.

 ГУО «Средняя школа № 17 г. Борисова»

26.

 ГУО «Моисеевщинская средняя школа Борисовского района»

27.

 ГУО «Потейковская средняя школа»

 

 

 

свернуть