ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ГУО «Зубревичская средняя школа Оршанского района»
на 2024/2025 учебный год
Цель: Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
1-й класс |
|||
1.1 |
Тема 1. «Адаптация учащихся в 1-м классе». Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
Сентябрь |
лекция/ практикум/ вебинар |
Классный руководитель |
1.2 |
Тема 2. «Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм». Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
Ноябрь |
беседа/ практикум/ мастер-класс |
Классный руководитель
|
1.3 |
Тема 3. «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка». Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
Январь |
круглый стол/ дискуссия/ форум |
Классный руководитель |
1.4 |
Тема 4. «Положительные эмоции в жизни школьника». Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Апрель |
семинар-практикум/психологический тренинг |
Классный руководитель |
2 |
2-й класс |
|
|
|
2.1 |
Тема 1. «Как родители могут помочь ребенку учиться». Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
Октябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
Классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. «Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе». Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
Декабрь |
круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар |
Классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. «Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.Семейное благополучие и семейное неблагополучие». Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
Февраль |
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
Классный руководитель |
2.4 |
Тема 4. «Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде». Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
Май |
круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс |
Классный руководитель |
3 |
3-й класс |
|
|
|
3.1 |
Тема 1. «Значение школьной отметки в жизни ребёнка». Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Сентябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
Классный руководитель |
3.2 |
Тема 2. «Психологические и физиологические особенности третьеклассников». Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
Декабрь |
лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс |
Классный руководитель |
3.3 |
Тема 3. «Здоровая семья – здоровый ребенок». Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
Январь |
беседа/ дискуссия/ практикум |
Классный руководитель |
3.4 |
Тема 4. «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника». Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Апрель |
семинар-практикум/психологический тренинг |
Классный руководитель |
4 |
4-й класс |
|
|
|
4.1 |
Тема 1. «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов». Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
Сентябрь |
лекция/ вебинар |
Классный руководитель |
4.2 |
Тема 2. «Как научить своего ребенка жить в мире людей». Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
Декабрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
Классный руководитель |
4.3 |
Тема 3. «Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред?» Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
Февраль |
конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
Классный руководитель |
4.4 |
Тема 4. «Книги в жизни школьника». Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
Классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
2 |
Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5-й класс |
|
|
|
1.1 |
Тема 1. «Адаптация ребенка в новом коллективе». Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
Сентябрь |
семинар-практикум/ вебинар |
Классный руководитель |
1.2 |
Тема 2. «Ребенок среди сверстников». Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
Ноябрь |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
Классный руководитель |
1.3 |
Тема 3. «Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста». Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
Февраль |
лекция/ беседа/ вебинар |
Классный руководитель |
1.4 |
Тема 4. «Меры наказания и поощрения в современной семье». Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
Май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
Классный руководитель |
2 |
6-й класс |
|
|
|
2.1 |
Тема 1. «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка». Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
Сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
Классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. «Профилактика проблемного поведения подростков». Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Декабрь |
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг |
Классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. «Безопасность подростков в сети Интернет». Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс |
Классный руководитель |
2.4 |
Тема 4. «Организация летнего отдыха подростков.Правила безопасного поведения летом». Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Май |
конференция/ семинар-практикум/ вебинар |
Классный руководитель |
3 |
7-й класс |
|
|
|
3.1 |
Тема 1. «Психологические и физиологические особенности семиклассников». Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
Сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
Классный руководитель |
3.2 |
Тема 2. «Профилактика правонарушений подростков». Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
Ноябрь |
круглый стол/ беседа/ вебинар |
Классный руководитель |
3.3 |
Тема 3. «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста». Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
Февраль |
конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
Классный руководитель |
3.4 |
Тема 4. «Как повысить учебную мотивацию подростков». Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
Апрель |
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг |
Классный руководитель |
4 |
8-й класс |
|
|
|
4.1 |
Тема 1. «Жизненные цели подростков». Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
Октябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
Классный руководитель |
4.2 |
Тема 2. «Как уберечь подростка от насилия». Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
Декабрь |
конференция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
Классный руководитель |
4.3 |
Тема 3. «Осторожно: суицид». Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Март |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
Классный руководитель |
4.4 |
Тема 4. «Культура поведения в конфликтных ситуациях». Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
Май |
круглый стол/ конференция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
Классный руководитель |
5 |
9-й класс |
|
|
|
5.1 |
Тема 1. «Портрет современного подростка». Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
Сентябрь |
лекция/ конферен-ция/ вебинар |
Классный руководитель, |
5.2 |
Тема 2. «Агрессия, её причины и последствия». Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
Ноябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
Классный руководитель |
5.3 |
Тема 3. «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять». Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
Февраль |
лекция/ беседа/ семинар-практикум |
Классный руководитель |
5.4 |
Тема 4. «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?» Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
Апрель |
конференция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар |
Классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель,
|
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |