РУС БЕЛ ENG

ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ГУО «Зубревичская средняя школа Оршанского района»

 на 2024/2025 учебный год

Цель: Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Формы проведения занятий:

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Форма

 проведения

Ответственные

1

1-й класс

     

1.1

Тема 1. «Адаптация учащихся в 1-м классе».

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации.

Помощь ребенку в адаптации к школе

Сентябрь

лекция/ практикум/ вебинар

Классный руководитель

1.2

Тема 2. «Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм».

Организация режима дня школьника.

Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

Ноябрь

беседа/ практикум/ мастер-класс

Классный руководитель

 

1.3

Тема 3.   «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка».

Ценности, традиции и обычаи семьи.

Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Январь

круглый стол/ дискуссия/ форум

Классный руководитель

1.4

Тема 4. «Положительные эмоции в жизни школьника».

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.

Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

Апрель

семинар-практикум/психологический тренинг

Классный руководитель

2

2-й класс

 

 

 

2.1

Тема 1. «Как родители могут помочь ребенку учиться». Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.

Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Октябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Классный руководитель

2.2

Тема 2. «Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе». Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.

Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции.

Роль семьи в физическом воспитании детей.

Кодекс семейного здоровья

Декабрь

круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар

Классный руководитель

2.3

Тема 3. «Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.Семейное благополучие и семейное неблагополучие».

Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия.

Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Февраль

лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг

Классный руководитель

2.4

Тема 4. «Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде».

Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

Май

круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс

Классный руководитель

3

3-й класс

 

 

 

3.1

Тема 1. «Значение школьной отметки в жизни ребёнка».

Отметка и оценка знаний учащихся.

Критерии оценки.

Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Сентябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Классный руководитель

3.2

Тема 2. «Психологические и физиологические особенности третьеклассников».

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

Декабрь

лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс

Классный руководитель

3.3

Тема 3. «Здоровая семья – здоровый ребенок».

Формирование умений и навыков здорового образа жизни.

Спорт в жизни родителей и детей.

Основные правила здорового образа жизни

Январь

беседа/ дискуссия/ практикум

Классный руководитель

3.4

Тема 4. «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника».

Сущность семейного общения.

Семья как система межличностных взаимодействий.

Общение как процесс взаимовлияния.

Особенности семейного общения.

Культура семейного общения.

Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие.

Навыки эффективной коммуникации.

Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Апрель

семинар-практикум/психологический тренинг

Классный руководитель

4

4-й класс

 

 

 

4.1

Тема 1. «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов».

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

Сентябрь

лекция/ вебинар

Классный руководитель

4.2

Тема 2. «Как научить своего ребенка жить в мире людей».

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

Декабрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

Классный руководитель

4.3

Тема 3. «Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред?» Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка.

Плюсы и минусы использования компьютера школьником.

Как правильно организовать работу школьника за компьютером.

Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

Февраль

конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

Классный руководитель

4.4

Тема 4. «Книги в жизни школьника».

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе.

Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Классный руководитель

 

  

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

классный руководитель, педагог-психолог,

педагог социальный

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5-й класс

 

 

 

1.1

Тема 1. «Адаптация ребенка в новом коллективе».

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде.

Трудности адаптации пятиклассников к школе

Сентябрь

семинар-практикум/ вебинар

Классный руководитель

1.2

Тема 2. «Ребенок среди сверстников».

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника.

 Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства.

Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни.

Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

Ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

Классный руководитель

1.3

Тема 3. «Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста». Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

Февраль

лекция/ беседа/ вебинар

Классный руководитель

1.4

Тема 4. «Меры наказания и поощрения в современной семье».

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

Май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Классный руководитель

2

6-й класс

 

 

 

2.1

Тема 1. «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка». Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Классный руководитель

2.2

Тема 2. «Профилактика проблемного поведения подростков».

Отклоняющееся поведение подростков.

Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения.

Профилактика зависимостей в подростковой среде.

Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Декабрь

семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг

Классный руководитель

2.3

Тема 3. «Безопасность подростков в сети Интернет».

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков.

Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

Март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс

Классный руководитель

2.4

Тема 4. «Организация летнего отдыха подростков.Правила безопасного поведения летом». Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи.

Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

Май

конференция/ семинар-практикум/ вебинар

Классный руководитель

3

7-й класс

 

 

 

3.1

Тема 1. «Психологические и физиологические особенности семиклассников».

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе

Сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Классный руководитель

3.2

Тема 2. «Профилактика правонарушений подростков».

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений.

 Подростки «группы риска»

Ноябрь

круглый стол/ беседа/ вебинар

Классный руководитель

3.3

Тема 3. «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста».

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

Февраль

конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

Классный руководитель

3.4

Тема 4. «Как повысить учебную мотивацию подростков».

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

Апрель

беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг

Классный руководитель

4

8-й класс

 

 

 

4.1

Тема 1. «Жизненные цели подростков».

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Классный руководитель

4.2

Тема 2. «Как уберечь подростка от насилия».

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

Декабрь

конференция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

Классный руководитель

4.3

Тема 3. «Осторожно: суицид».

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

Март

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Классный руководитель

4.4

Тема 4. «Культура поведения в конфликтных ситуациях».

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Май

круглый стол/ конференция/ семинар-практикум/психологический тренинг

Классный руководитель

5

9-й  класс

 

 

 

5.1

Тема 1. «Портрет современного подростка».

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты.

Ключевые переживания возраста.

Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

Сентябрь

лекция/ конферен-ция/ вебинар

Классный руководитель,

5.2

Тема 2. «Агрессия, её причины и последствия».

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

Ноябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Классный руководитель

5.3

Тема 3. «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять».

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье.

Профилактика вредных привычек

Февраль

лекция/ беседа/ семинар-практикум

Классный руководитель

5.4

Тема 4. «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?»

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

Апрель

конференция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар

Классный руководитель

 

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

 

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

инспектор по делам несовершеннолетних