РУС БЕЛ ENG

Питание

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

Настоящий информационный сборник технологических карт блюд и изделий (далее – Сборник) включает технологические карты новых блюд и изделий, которые разработаны с учетом вкусовых предпочтений обучающихся технологами центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций и технологами субъектов хозяйствования, осуществляющих организацию питания в учреждениях общего среднего образования, как в рамках эксперимента по организации школьного питания, так и ранее.

Технологические карты новых блюд и изделий составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1210-2010 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» (далее – СТБ 1210-2010) и получили гигиеническую оценку.

В Сборник также включены технологические карты новых блюд из овощей, рыбы и соусов, разработанные УО «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий».

Все блюда и изделия, приведенные в Сборнике, прошли экспериментальную технологическую отработку, базируются на применении щадящих методов кулинарной обработки и предназначены для обеспечения реализации принципов здорового питания.

В питании учащихся не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус), а также продукты с их использованием, соки и напитки в виде сухих концентратов, натуральный кофе, крабовые палочки, не отвечающие установленным требованиям для детского питания.

Для приготовления блюд используется соль поваренная пищевая йодированная, масло растительное в зависимости от промышленной переработки (нерафинированное, рафинированное, дезодорированное и другое), сыры (мягкие, полутвердые, твердые), нежирное мясо (свинина мясная, говядина первой категории или телятина), птица и субпродукты, преимущественно охлажденные, яйца куриные диетические, яйца перепелиные вареные, огурцы консервированные без уксуса, морская капуста консервированная или маринованная без уксуса.

Котлетная свинина и говядина не относятся к нежирному сырью, в связи с чем могут использоваться только в сочетании с нежирным мясом (к примеру, грудкой из птицы или индейки) или овощами. Котлетная свинина и говядина должны содержать жира и соединительной ткани не более 35% и 20% соответственно от общей массы полуфабриката (СТБ 1020-2008 «Полуфабрикаты мясные натуральные. Общие технические условия).

В случае поступления на производство пищевых продуктов и продовольственного сырья, отличных от указанных в технологических картах, нормы отходов и потерь при технологической обработке устанавливаются на основании контрольных проработок. Контрольные проработки проводятся на партию сырья однократно в количествах по усмотрению производителя и с учетом возможности реализации продукции. Контрольные проработки оформляются актами по форме, приведенной в СТБ 1210-2010.

При использовании в процессе изготовления блюд и изделий новых видов теплового технологического оборудования, обеспечивающего температурно-влажностный режим кулинарной обработки, отличный от указанного в технологических картах (например, пароконвектомат или индукционная электроплита и др.), нормы выхода блюд или вложения компонентов на заданный выход должны быть уточнены путем контрольных проработок.

Данный Сборник сформирован в целях актуализации действующего Сборника технологических карт блюд и изделий для питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, утвержденного постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 11 июля 2006 г. № 21.

Вместе с тем Сборник является рекомендованным для использования при организации питания обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования.

Выбор технологических карт осуществляется с учетом производственных возможностей объекта общественного питания, квалификации работников.


Перечень технологических карт блюд и изделий
свернуть

Реквизиты для оплаты питания через систему РАСЧЁТ (ЕРИП)

Получатель платежа: Управление по образованию Оршанского райисполкома

Р/сч BY63AKBB36423220015922200000 AKBBBY2X, УНП 300997331.

Путь оплаты в ЕРИП:

Образование и развитие

 

Отделы, управления образования

 

Витебская область

 

Оршанский р-он УО

Питание учащихся

Номер лицевого счета

свернуть

Примерный двухнедельный рацион

Примерный двухнедельный рацион питания

свернуть

Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся

Совет Министров Республики Беларусь 17 января 2022 г. принял постановление № 29 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь», которым с 21 января 2022 года внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» по нормам питания обучающихся в целях актуализации, унификации действующих норм питания, обеспечения рационального и сбалансированного питания, соответствующего физиологическим потребностям обучающихся.

 

Также с целью оптимизации при организации одно-, двух- и трехразового питания в школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах настоящим постановлением предусмотрены нормы питания для двух возрастных групп (6-10 лет, 11-18 лет) в соответствии с возрастной категорией обучающихся по классам обучения (I-IV классы и V-XI классы), вместо ранее действующих трех возрастных групп (6-10 лет, 11-13 лет, 14-17 лет).

Кроме того, изменены денежные нормы расходов на питание в зависимости от вида учреждения, времени пребывания и возраста обучающихся.

свернуть

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» 

Постановление № 29 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»

Документы, необходимые для получения бесплатного питания

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,

 НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

 БЕСПЛАТНОГО ПИТАНИЯ

 

МАЛООБЕСПЕЧЕНЫЕ СЕМЬИ:

  • заявление;
  • сведения о доходах каждого члена семьи, обучающегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления;
  • справка о месте жительства и составе семьи;

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ:

  • заявление;
  • удостоверение об инвалидности, либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссией об установлении инвалидности;

МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ:

  • заявление;
  • удостоверение многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами;

ДЕТИ, У КОТОРЫХ ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЯВЛЯЮТСЯ ИНВАЛИДАМИ I или II группы:

  • заявление;
  • удостоверение инвалида I или II группы;

ДЕТИ, ПРОЖИВАЮЩИЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ:

  • заявление;
  • справка о месте жительства – для обучающихся V – XI классов, проживающих в сельских населенных пунктах.
свернуть

Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 декабря 2022 г. N 917

Питание

Организация бесплатного питания

Кому предоставляется бесплатное питание?

Основанием для предоставления бесплатного питания является ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 октября 2019 г. № 694 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОЛУЧАЮЩИХ ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ, СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОВНЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОКУМЕНТЫ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ УЧАЩИХСЯ ОТ ОПЛАТЫ ЗА ПИТАНИЯ

Для получения бесплатного питания обучающимися, указанными в абзаце втором пункта 3 и абзацах третьем–восьмом пункта 6 настоящего Положения, их законные представители до 31 августа подают заявление руководителю учреждения образования.

К заявлению прилагаются:
-сведения о доходах каждого члена семьи обучающегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, и справка о месте жительстваи составе семьи – для малообеспеченных семей, дети которых обучаются в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах;

– удостоверение многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами, – для семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании, обучающихся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах;

– удостоверение инвалида либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении инвалидности – для детей-инвалидов, обучающихся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах;

– удостоверение инвалида – для семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы;

– удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств – для семей, указанных в абзацах пятом–седьмом пункта 6 настоящего Положения;

– удостоверение о праве на льготы и вкладыш в данное удостоверение – для семей, указанных в абзаце восьмом пункта 6 настоящего Положения;

– справка о месте жительства – для обучающихся V–XI классов базовых, средних школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов, проживающих в сельских населенных пунктах.

свернуть

Нормативные документы

РЕЦЕПТЫ ОТ РОДИТЕЛЕЙ «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

РЕЦЕПТЫ ОТ РОДИТЕЛЕЙ «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

Груши, запеченные с творожным сыром и медом Ингредиенты: 4 груши твердых сортов; 100 гр. творожного сыра; 1 ст.л. меда; 1 ч.л. корицы.

Приготовление:    В творожный сыр добавить мед. Груши помыть, разрезать на две половинки и удалить семена. В каждую половинку груши выложить творожную начинку. Переложить груши на противень и посыпать сверху корицей, запекать при температуре 200 градусов 30 минут.

Фаршированные яйца «Цыплята»

Ингредиенты:

Яйца -10 шт.;

Плавленый сыр -1 шт.; Чеснок - 3 зубчика; Морковь, зелень и кусочки маслин - для украшения.  

Приготовление:   Яйца отварить. Разрезать на 2 части, вынуть желтки. Плавленый сырок натереть на терке. Чеснок пропустить через пресс. Желтки размять вилкой. Перемешать плавленый сыр, желтки, чеснок. Заправить майонезом. Смесь выложить в подготовленные половинки яиц. Маслины и помидоры мелко нарезать. Приделать цыпляткам глаза - кусочки маслин, клювик и гребешок - кусочки моркови. Украсить блюдо зеленью.

Скумбрия

Ингридиенты:

скумбрия свежезамороженная - 1 шт.;

сырок плавленый (хорошего качества) - 1 шт.;

лук репчатый - 0,5 шт.;

чеснок - 1-2 зубчика;

соль;

сок 1/3 части лимона;

картофель - 3-4 шт.;

сыр твердый - 20-30 г;

сметана - 1-2 ч. л.;

масло растительное - 1 ст. л.

Приготовление:

   Скумбрию разделать, посолить, поперчить, сбрызнуть лимонным соком. Оставить для маринования на 30 минут. Сырок натереть на терке, добавить чеснок, пропущенный через пресс, и мелко нарезанный лук. Картофель порезать дольками, отварить в пароварке в течение 15-20 минут. В форму для запекания влить растительное масло. Одну половину филе скумбрии выложить на дно формы для запекания. На рыбку выложить начинку из сыра.Накрыть второй половиной скумбрии, придавить немного. Сверху смазать сметаной. Рядом с фаршированной рыбкой разместить дольки отварного картофеля (посолить и поперчить). Запекать до 170 градусов духовке 20 минут. Далее посыпать рыбу и картофель немного тертым сыром и снова отправить в духовку на 10 минут. 

Воздушные творожные кексы

Ингредиенты:

творог нежирный – 500гр.;

яйцо – 2 шт.;

мука овсяная – 3 столовые ложки;

разрыхлитель – 2 столовые ложки;

корица – по вкусу;

 подслостители – по вкусу;

ягоды для украшения – 30г.

Приготовление:

   Яйца с щепоткой соли взбиваем до белого цвета. Добавляем яйца к творогу, перемешиваем, просеиваем сухие ингредиенты. Все смешиваем. Выкладываем тесто в формочки и украшаем ягодами по желанию. Ставим выпекаться на 15–20 мин. при 160 градусах.

Салат с отварной  куринной грудкой и моцареллой

Ингредиенты: 1 порция

листья салата — 70 г;

огурец — 100 г;

кукуруза консервированная — 30 г;

куриная грудка — 60 г;

моцарелла — 20 г;

кунжут — 2 г.

Способ приготовления:

1) Куриную грудку отвариваем.

2) Овощи и салат промываем, нарезаем и выкладываем в глубокую тарелку. Добавляем консервированную кукурузу.

3) Моцареллу и отварную грудку нарезаем и добавляем к остальным ингредиентам.

4) Немного посыпаем кунжутом.

Печенье медово-гречневое «Ноктюрн»

Ингредиенты:

Мука гречневая-1 стакан;

Крахмал карт.-3 ст.ложки;

Яйцо-2шт.;

Сода-1ч.ложка;

Мед-3-4 ст.ложки;

Орехи грецкие-1/2 стакана;

Лимон-1 шт.(для сока).

Способ приготовления:

    Мед смешать со взбитыми белками; муку смешать с крахмалом и желтками; добавить соду и выдавить сок с лимона; сделать печенье любой формы и выпекать 25 минут при 180 градусах.

Сушки фаршированные фаршем

Ингредиенты:

  • Сушки  — 200 грамм;
  • Фарш мясной  — 200 грамм (свинина+говядина);
  • Молоко  — 0,5 литра;
  • Сыр твердый  — 100 грамм;
  • Лук репчатый  — 1 штука;
  • Чеснок  — 1-2 зубчиков;
  • Майонез  — 1 ст. ложка;
  • Зелень свежая  — 30 грамм (укроп, петрушка);
  • Масло растительное  — по вкусу;
  • Соль — по вкусу.
  •  

Способ приготовления:

1)Печенье ушки заливаем молоком, оставляем на 10-15 минут размокать.  2) Нарезаем на кубики репчатый лук, чеснок и свежую зелень измельчаем.  3) Выкладываем на сковороду нарезанный лук, жарим. Затем добавляем к луку фарш, продолжаем все жарить, пока из фарша не выпарится лишняя жидкость.  4) Фарш выкладываем в блендер и измельчаем, добавляем измельченный чеснок, зелень, майонез (для связки), молотый перец и соль по вкусу. 5) Когда сушки слегка размокнут (они не должны быть слишком мягкими), сливаем с них молоко и выкладываем сушки на смазанный маслом противень. В середину каждой сушки кладем приготовленную начинку из фарша, посыпаем тертым сыром.

6) Запекаем сушки 20-25 минут.   

Мишкина каша

Ингредиенты:

Пшенная крупа – 0,5 стакана, молоко – 2 стакана, соль, сахарный песок, сливочное масло, 3 дольки шоколада, изюм, мармелад.

Способ приготовления:

     Из молока, пшена, соли и сахара сварить пшенную кашу, заправить ее сливочным маслом. Выложить ее на тарелку и сформировать силуэт медведя. Шоколад растопить на водяной бане с добавлением молока (до густоты соуса). Украсить мишку по желанию изюмом, шоколадом, цукатами, дольками фруктов, мармеладом.

Салат «Весенний бриз»

Ингредиенты:

Листья салата микс (руколла, фризе…);

Мандарин- 3 шт.;

Виноград-веточка;

Сыр «Брынза»-100 гр.;

Соус или заправка (имбирь-1 ложка, лимон половинка, мед-2 ст.ложки, раст.масло-3 ложки);

Способ приготовления:

   Выложить листья салата на тарелку, разложить дольки мандарина, виноград-половинками; сыр порезать кубиками, разложить; заправкой полить.

Приятного аппетита!

 

свернуть

Вредные продукты

Вредные продукты

Какие продукты самые вредные для детей:

 

Все мамы и даже папы знают, что правильное развитие ребенка невозможно без сбалансированного, экологически безопасного и полноценного питания. Многие специалисты во всем мире заявляют, что неправильный рацион в детском возрасте грозит очень серьезными заболеваниями в будущем. Недостаток витаминов, антиоксидантов и микроэлементов, высокий процент углеводов или жиров, обилие острых приправ и добавок «Е» – все это не самым лучшим образом влияет на развитие ребенка. Какие продукты самые вредные для детей? Все мамы и даже папы знают, что правильное развитие ребенка невозможно без сбалансированного, экологически безопасного и полноценного питания. Многие специалисты во всем мире заявляют, что неправильный рацион в детском возрасте грозит очень серьезными заболеваниями в будущем. Недостаток витаминов, антиоксидантов и микроэлементов, высокий процент углеводов или жиров, обилие острых приправ и добавок «Е» – все это не самым лучшим образом влияет на развитие ребенка. Какие продукты самые вредные для детей? 

ТОП-10 самых вредных продуктов для детей

Ученые Институтов экологической гигиены и пищевой токсикологии, совместно с работниками частных медицинских центров диагностики составили перечень наиболее опасных для детского организма продуктов. В десятку «наихудших» попали:

  1. Чипсы. О том, что это кладезь жиров, углеводов, массы красителей, усилителей вкуса и канцерогенов слышали, наверное, все. Но кроме этого чипсы могут в разы увеличить риск возникновения рака, спровоцировать болезни сосудов, анемию, гипертонию, расстройство пищеварения и даже гастрит.
  2. Сладкие газировки. Один вред и никакой пользы. Как правило, в них содержится аспартам и бензоат натрия. Эти консерванты способны не только изменять порог чувст- вительности вкусовых рецепторов, но и вызывать неконтролируемые вспышки гнева, злости, депрессии или паники. А также вялость, аллергические реакции, в больших количествах – пищевые отравления и нарушения сердечной деятельности.

 

  1. Фастфуд. Ребенок вообще не должен знать этого слова. Шаурма, беляши, картошка фри, бургеры и т.д. – отнюдь не детская еда. Потому как все это жариться в обильном количестве масла, которое не меняется иногда по несколько дней, фастфуд становится не просто вредной, а опасной едой для ребенка. Самым легким последствием употребления таких «изысков» может стать пищевое отравление или расстройство желудка, а вот в будущем – эта «диета» грозит ожирением, слабоумием, нарушением обмена веществ, болезнями почек и сосудов.
  2. Копчености и колбасы. В нынешней продукции этого ряда больше трансгенной сои, чем мяса, плюс бензопирен и фенольные соединения, а это все те же канцерогены. Так что если хочешь порадовать кроху деликатесом – приготовь его сама, сделать полноценный мясной фарш под силу каждому.
  3. Продукты с глутаматом натрия (Е621). Эта добавка способна значительно менять вкусовое восприятие, вызывать головные боли, вялость, сосудистые спазмы и нарушения обмена веществ. Читай состав всего, что покупаешь для ребенка и не выбирай товары питания с пометкой Е621.
  4. Маргарин. Сплошной генномодифицированный жир. Для малыша он опасен не только в чистом виде, но и как составляющая гастрономических изысков (пирожные, тортики, слоеное тесто, кремы). Кроме ожирения и нарушений липидного обмена, можно спровоцировать развитие диабета, а при огромных дозах – даже гормональный дисбаланс и бесплодие.
  5. Кофе и энергетики. Если взрослый организм еще сможет справиться с такими напитками, то детский – однозначно нет. Нервное истощение, бессонница, приступы беспричинного страха, аллергические сыпи и болезни почек – вот что может получить твой малыш, регулярно их употребляя.
  6. Жевательные резинки и желейные конфеты. Источник многочисленных вредных красителей, загустителей, стабилизаторов, консервантов и прочей химии. Как минимум, прямой путь к ожирению, кариесу и частым несварениям желудка.
  7. Шоколадные батончики. Ты думаешь, их делают из орехов, кокосовой стружки, нуги и карамели? На деле – это высококалорийная бомба с массой генномодифицированных продуктов и химических добавок.
  8. Майонез и кетчуп. Также не самая полезная пища для детского организма. Если уж малыш не представляет своего рациона без этих соусов, лучше делать их самостоятельно из натуральных продуктов.

 

А чтобы «вкусовое» развитие ребенка протекало в правильном русле, многие специалисты рекомендуют вообще исключать из ежедневного рациона продукты, содержащие усилители вкуса и ароматизаторы. Иначе ребенок быстро привыкнет к «вкусной» еде и обычная пища будет казаться ему безвкусной. И конечно, правильное развитие ребенка невозможно без обилия овощей, молочных продуктов, рыбы, сухофруктов. 

Чем руководствоваться при выборе «допустимых» и «недопустимых» продуктов?

Основное правило – внимательно читать состав продукта на упаковкеДаже самый безобидный, казалось бы, йогурт может быть напичкан консервантами и прочими «улучшителями». Старайтесь выбирать продукты с самым простым и незамысловатым составом. Чем проще – тем лучше. Избегайте употребления консервов и полуфабрикатов. Все продукты быстрого приготовления — лапша, супы, картофельное пюре, растворимые соки – продукт химической промышленности — это однозначный вред вашему организму.

 

 

 

свернуть

Внеклассная работа по организации питания

Внеклассная работа по организации питания

Анкетирование «Питание глазами сотрудников»

Питаетесь ли Вы школе?

·         ем в школьной столовой

·         беру еду из дома

·         и то и другое

·         в школе не ем совсем

Если вы не питаетесь в школе, то почему (выберите одну, наиболее значимую, причину)?

·         я ем в школьной столовой

·         нет денег (дорого)

·         невкусно

·         не успеваю

·         потому, что готовят нелюбимую мной пищу

·         привычка не завтракать и не обедать

·         нет информации о питании в школе

·         другие причины

·         не знаю

Удовлетворены ли Вы качеством питания в школе?

·         в целом удовлетворены

·         в основном удовлетворены, есть отдельные замечания

·         не удовлетворены

Удовлетворены ли Вы меню, по которому организовано питание в школе?

·         в целом удовлетворены

·         в основном удовлетворены, есть отдельные замечания

·         не удовлетворены

Наличие в нашей школе меню и подробной информации об услугах по организации питания детей в месте, доступном для всех родителей, на сайте

·         имеется

·         недостаточная информация

·         отсутствует (не видел)

·         отсутствует (не видел)

Соответствует ли установленным требованиям режим питания в школе?

·         Соответствует

·         частично не соответствует

·         не соответствует

Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой, качеством приготовления пищи

·         Да

·         Нет

Удовлетворены ли Вы питьевым режимом в школе (обеспечение детей в достаточном количестве доброкачественной питьевой водой)?

·         Да

·         Нет

Проводятся ли со школьниками занятия по вопросам здорового питания?

·         проводятся на систематической основе по специальным программам

·         проводятся иногда (на тематических занятиях, классных часах и т.п.)

·         не проводятся

·         не знаю

Наличие наглядной информации по вопросам здорового питания на стендах и плакатах в обеденном зале, коридорах и рекреациях.

·         имеется

·         имеется, но давно не обновлялась

·         отсутствует

·         не знаю

Что лично Вам нравится в меню, рационе питания в школе?

 

Что лично Вам не нравится в меню, предлагаемом в школе, в организации питания? Ваши замечания и предложения по вопросам питания обучающихся и сотрудников в школе.

 

Какие продукты, блюда, полученные в школе (на завтрак, на обед) ребенок не съедает (оставляет несъеденными)?

 

Анкета для родителей

по изучению вопроса «Здоровое ли питание в семье?»

1.Назовите любимое блюдо вашего ребенка.

____________________________________________________

  1. Какие овощные и молочные блюда вы готовите дома?

________________________________________________________________________________________________

  1. Часто ли даете ребенку сладости? _____________________
  2. Любит ли ваш ребенок фрукты?_______________________
  3. Как относится ваш ребенок к красивому оформлению блюда? Практикуете ли вы  оригинальное оформление  блюд  дома?_________________________________________
  4. Какие блюда  и напитки из меню школы (детского сада) вы готовите дома?_______________________________________________________________________________________________
  5. Что не любит есть ваш ребенок?______________________

________________________________________________________________________________________________

  1. Хотели бы Вы, чтобы в уголках для родителей мы вывешивали рецепты блюд, которые больше всего нравятся детям?____________________________________________________________________________________
  2. Ваши предложения по организации родительского собрания по вопросам здорового питания  детей. 

________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши предложения по меню в детском саду(школе) .

________________________________________________________________________________________________

Анкета  по питанию (для родителей)

  1. Завтракает ли Ваш ребенок перед уходом в школу?

а) всегда

б) иногда

в) ест фрукты или пьет напитки

г) никогда

  1. Интересовались ли Вы меню школьной столовой?

а) однажды

б) редко

в) никогда

  1. Нравится ли Вашему ребенку ассортимент блюд в школе?

а) да

б) не всегда

в) нет

  1. Ваш ребенок получает горячий завтрак?

а) да

б) иногда

в) нет

  1. Вас устраивает меню школьной столовой?

а) да

б) иногда

в) нет

г) предложения

  1. Если бы работа столовой Вашей школы оценивалась по пятибалльной системе, чтобы Вы поставили?__________________________________________________________________________
  2. Нужны ли завтраки в портфеле? Берет ли ваш ребенок с собой

      бутерброд и фрукты?

      а) да     а) да

      б) нет    б) нет

  1. Подписались бы вы под таким лозунгом: «Нет!» - выпечке в школьной столовой «ДА!» - фруктам и овощам.____________________________________________________________________________________
  2. Считаете ли Вы соль и сахар «Белым ядом»? Согласны ли с тем, чтобы уменьшить   норму соли и сахара в приготовляемых блюдах школьной столовой?

      а) да            а) да

      б) нет          б) нет

      в) воздержусь   в) другое

  1. Чтобы Вы изменили в организации питания школьников, в режиме работы столовой?

________________________________________________________________________________________________

Анкета  по питанию (для детей)

1.Завтракаете ли Вы ежедневно дома?

а) да

б) иногда

в) никогда

  1. Посещаете ли Вы школьную столовую?

а) ежедневно

б) иногда

в) никогда

3.Вы кушаете полный завтрак?

а) да

б) нет

  1. Нравится ли Вам питание в школе?

а) да

б) иногда

в) нет

  1. Составьте примерное меню завтрака или обеда на один день.

____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________7. Знакомят ли Вас  с организацией правильного питания на уроках?

- чтения

- русского языка

- математики

- биологии

- окружающего мира

- ОБЖ

- физического воспитания

п/п

Вопросы и варианты ответов

Ответы обучающихся

Ответы родителей

1

 

Как ты питаешься в школе?

Как Ваш ребенок питается в школе?

1.1.

Обедаю

   

1.2.

Не питаюсь в школе

   

2.

 

Что тебе нравиться кушать больше всего?

 

2.1.

Первые блюда, суп

   

2.2.

Каши, макароны, картофель

   

2.3.

Выпечка, пирожки, булочка

   

2.4.

Мясное, рыбное блюдо

   

2.5.

Конфеты, печенье

   

2.6

Салаты, овощи

   

2.7.

Другое

   

3.

   

Как вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?

3.1.

Выше среднего (чаще всего не имеем материальных затруднений)

   

3.2.

Среднее (иногда испытываем материальные затруднения)

   

3.3.

Ниже среднего ( приходится во многом себе отказывать)

   

4.

 

Оцени, пожалуйста, качество питания в школе (в столовой)

Оцените, пожалуйста, качество питания в школе (в столовой)

4.1.

Отлично

   

4.2.

Хорошо

   

4.3.

Удовлетворительно

   

4.4.

Неудовлетворительно

   

4.5.

Затрудняюся ответить

   

5

 

Что тебе  нравится в организации школьного питания?

Что Вам  нравится  в организации школьного питания?

5.1.

Вкусно готовят

   

5.2.

Разнообразные блюда

   

5.3.

Другое

   

6.

 

Что тебе не нравится в организации школьного питания?

Что Вам не нравится  в организации школьного питания?

6.1.

Слишком дорого для нашей семьи

   

6.2.

Невкусно, не устраивает качество блюд

   

6.3.

Неуютное помещение столовой

   

6.4

Блюда однообразные, скучные, повторяющиеся изо дня в день

   

6.5

Мало времени, не успеваю поесть

   

6.7.

Другое

     

7.

 

Считаешь ли ты питание в школе здоровым и полноценным?

Считаете ли Вы питание ребенка в школе здоровым и полноценным?

7.1.

Да

   

7.2.

Нет

   

7.3.

Затрудняюсь ответить

   

8

   

Какую сумму на питание ребенка в школе Вы считаете необходимо сдавать в месяц?

8.1.

 150 руб.

   

8.2.

200 руб.

   

8.3.

больше 200 руб.

   

9.

   

Как вы оцениваете здоровье вашего ребенка?

9.1

9.2.

Удовлетворительное

Часто болеет

   

9.3

Отличное

   

9.4

Имеет хронические заболевания (указать какие)

   

10.

Ваши пожелания по поводу организации школьного питания.

Пожелания

Пожелания

  1. Сколько времени требуется Вам, чтобы нормально поесть в столовой?_______________________________ 

Анкетирование 

обучающихся  и  их  родителей  об  удовлетворенности  организацией  питания  в  школе

(Анкета заполняется анонимно)

 

свернуть

ВИТАМИНОТЕРАПИЯ

Хорошо известно, что витамины являются важнейшей составляющей нашего питания, без них или при их дефиците серьезно нарушаются многие метаболические процессы в организме человека, возможно развитие серьезных заболеваний. Роль витаминов для человека неоценима, так как без них практически невозможно нормальное функционирование ни одной из систем организма. Витамины принимают участие абсолютно во всех видах обмена, повышают активность многих ферментов, выполняют важнейшую роль в развитии центральной нервной системы, становлении иммунных процессов. Для растущего детского организма нужны абсолютно все витамины. Суточная потребность в каждом из них зависит от возраста ребенка и массы его тела.

В периоды интенсивного роста ребенка особенно нужны жирорастворимые витамины (витамин А,Д,Е), витамины группы В (В1, В2, В6, В12, фолиевая кислота), аскорбиновая кислота (витамин С) и ниацин (вит. РР-никотиновая кислота).

При недостаточности аскорбиновой кислоты (вит. С) снижается активность многих факторов иммунной системы, возможно развитие анемии, ребенок склонен к частым простудным и вирусным заболеваниям, у него может наблюдаться кровоточивость десен.

Витамины группы В. При дефиците В1 (тиамин) может наблюдаться яркость слизистых оболочек рта, молочница, беспокойство, плохой сон, задержка прибавки в массе тела, иногда срыгивания, рвота.

Недостаточность витамина В2 (рибофлавин) может поддерживать анемию, у ребенка появляются «заеды» в уголках рта, дерматит, конъюнктивит, блефарит, светобоязнь.

Низкое содержание витамина В6 (пиридоксина) способствует развитию аллергических заболеваний кожи, поддерживает анемию, нарушает процессы роста ребенка.

Отсутствие в достаточном количестве витамина В12 нередко приводит к серьезному заболеванию – так называемой мегалобластической анемии.

Витамины А,Д,Е – относятся к жирорастворимым. Витамин А (ретинол) является активным антиоксидантом, то есть защищает мембрану клеток организма от нежелательных воздействий. В связи с этим – при его недостаточности у ребенка нарушаются процессы роста, снижается активность иммунной системы, возможно снижение зрения, развиваются болезни желудочно-кишечного тракта, кожи.

О витамине Д - все хорошо знают. При его дефиците у ребенка нарушается обмен кальция, фосфора, развивается рахит.

Витамин Е (токоферол). О его изолированном дефиците известно не так уж много, но с ним связывают развитие аллергических заболеваний, недостаточность факторов иммунной системы, нарушения роста, низкую прибавку массы тела ребенка.

Дефицит витамина РР(никотиновая кислота) приводит к развитию стоматитов, диспептических расстройств, сухости кожи, депрессиям.

Таким образом, при дефиците подавляющего большинства витаминов в детском возрасте серьезно нарушаются процессы роста, развития ребенка, снижается активность иммунной и эндокринной систем, что активно способствует формированию группы ЧДБ и развитию разных болезней.

Причины, по которым развивается дефицит витаминов разнообразны:

  • Очень редко витаминная недостаточность в организме ребенка (это в основном касается витаминов группы В) связана с генетической дефектностью их обмена.
  • Чаще всего она развивается при несбалансированном питании ребенка, когда в его рационе недостаточно продуктов, содержащих те или иные витамины, а также при нарушении их всасывания в кишечнике, например при дисбактериозе кишечника при функциональных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при снижении активности иммунных процессов у часто болеющих детей, при анемии.

Целесообразно коротко остановиться на характеристике тех продуктов питания, которые особенно богаты тем или иным витамином.

v Витамин С: свежие овощи, фрукты, цитрусовые, ягоды, особенно черная смородина и клюква.

v Витамины В1 и В2: злаковые, молоко, печень, почки, яичный желток, орехи, бобовые, свинина, телятина, черный хлеб, кроме этого витамин В2 содержится также в дрожжах, в сыре, твороге, кефире, треске и в грибах.

v Витамина В6 также много в печени, в мясе, в дрожжах, но он еще есть в бобовых и в картофеле. Витамина В12 много в печени, мясе, рыбе, сырах и в свекле. Витамин РР находится в дрожжах, печени, орехах, рыбе, курице, в бобовых и в гречневой крупе.

v Витамином Е богат зеленый горошек, злаковые овощи салат.

v Витамин А содержится в печени, яйцах, в масле, рыбьем жире, а его предшественник (β-каротин) в шиповнике, салате, моркови, горохе, капусте, помидорах, в зеленом луке.

v Витамина Д особенно много в рыбьем жире, а значит и жирных сортах рыбы.

Поступление в организм с пищей достаточного количества минералов, витаминов, сбалансированных по составу и количеству белков, жиров и углеводов - это оптимально для растущего и развивающегося организма ребенка и к этому следует стремиться. Однако, нередко возникают ситуации, когда ребенок нуждается в дополнительной витаминной поддержке:

v дети первого года жизни, рано переведенные на искусственное вскармливание; дети с дефицитом массы тела, аллергодерматозами;

v дети всех возрастов из группы «часто и длительно болеющих»;

v дети с дисбактериозами и с функциональными заболеваниями желудка, страдающие анемией;

v пациенты, находящиеся в периоде выздоровления после тяжелых болезней;

v школьники, которые постоянно (длительно) находятся в состоянии повышенных физических и психологических нагрузок (например, стрессы в школе, утомляемость, спорт и т.д.).

v таким образом, это те дети, у которых, как правило, нарушены метаболические процессы, снижена активность факторов иммунной системы, а у школьников есть угроза развития «синдрома хронической усталости», что обычно начинает проявлять себя зимой и весной.

Следует подчеркнуть, что фармакологические комплексы витаминов - это прежде всего лекарства и назначать их следует по показаниям посоветовавшись с врачом. Не следует их использовать бесконтрольно, так «… на всякий случай, или как принято говорить – профилактически…». Для каждого возраста ребенка есть своя физиологическая суточная потребность в каждом из витаминов. Отсюда вывод – прежде чем купить красочно оформленную упаковку – необходимо изучить инструкцию, обратив внимание на ряд позиций: для детей какого возраста предназначен препарат, насколько он гипоаллергенен, какие побочные эффекты возможны при его приеме и какова продолжительность курса лечения. В принципе - у ЧДБ детей витамины косвенно выполняют функции биогенных стимуляторов и адаптогенов.

 

свернуть

как правильно организовать питание школьников

Здоровое питание

Белорусская кухня